Призыв находившегося с визитом в Еревана советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона по нормализации отношений с Турцией и урегулированию нагорно-карабахского конфликта вызвал истошную истерику в Армении. Секретарь Совета безопасности Армен Григорян и министр обороны Давид Тоноян комментировали прессе заявления Болтона, но армянский МИД предпочитал отмалчивался, хотя в подобных случаях более уместно мнение дипломатов, нежели представителей силовых структур.
За внешнеполитическое ведомство Армении ответило министерство иностранных дел России, обвинив США во вмешательство во внутренние дела. И тут МИД Армении зашевелился и уполномочил армянского посла в России Вардана Тоганяна дать интервью радиостанции «Эхо Москвы».
В своем интервью Тоганян отметил, что «в Ереване надеялись, что армяно-турецкая граница будет открыта без всяких предпосылок». Но на самом деле все было не так как сказал посол. Через три месяца после подписания в Цюрихе двух протоколов «Об установлении дипломатических отношений» и «О развитии отношений» между двумя странами, Конституционный суд Армении принял решение о том, что положения, закрепленные в этих документах, не могут быть истолкованы и применены так, чтобы противоречить положениям преамбулы Конституции страны и требованиям пункта 11 «Декларации о независимости Армении».
Вышеупомянутым пунктом закрепляется, что «Армения поддерживает дело международного признания геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении». Иными словами, Армения все же выдвинула Турции предпосылки для установления отношений. В связи с этим МИД Турции принял заявление, в котором подчеркнул, что этот шаг противоречит духу и содержанию подписанных в Цюрихе протоколов. В документе власти Турции еще раз заявили о приверженности положениям протоколов и также призвали к этому Армению.
Позднее, 22 апреля 2010 года, президент Армении Серж Саргсян приостановил процедуру их ратификации в парламенте. А 19 сентября 2017 года С.Саргсян с трибуны 72-й сессии Генассамблеи ООН безосновательно обвинил Турцию в затягивании реализации протоколов, предупредив, что из-за отсутствия подвижек документы будут считаться недействительными, и к лету 2018 года тема протоколов будет снята с повестки дня. А в марте текущего года Саргсян подписал указ о прекращении процедуры заключения армяно-турецких протоколов.
Как видно, в течение 9 лет после подписания протоколов армянская сторона обвиняла Турцию в не ратификации документов, хотя в решении Конституционного суда Армении содержались предусловия.
В свою очередь, Никол Пашинян в мае текущего года заявил, что Армения готова к нормализацию отношений с Турцией без всяких предусловий. «Мы выступаем за нормализацию двусторонних отношений с Турцией без предварительных условий. Мы не выдвигаем каких-либо предусловий. Их ставит Турция. Эти предусловия обусловлены отношениями с третьей страной (Азербайджаном). Мы не ждем, что они признают геноцид. Мы пытаемся добиться его признания на международном уровне. И делаем это для того, чтобы подобная трагедия больше не повторилась», - заявил Пашинян.
Спустя некоторое время в интервью телеканалу Al Jazeera он опять заявил, что Армения готова установить дипломатические отношения с Турцией. «Это Турция закрыла границу с Арменией. С нашей стороны граница всегда была открыта. Турция должна принять решение об открытии границы», — указал премьер.
Но на самом деле принимая в учет решение Конституционного суда, Ереван не отказывался от необоснованных претензий к Турции. Ведь, по словам Пашиняна, Армения все же пытается добиться признания «геноцида» на международном уровне. За этим процессом стоят требования выплаты компенсации потомкам «жертв геноцида» и даже территориальные претензии к Турции.
К тому же опасения Турции вполне обоснованы. Так, в апреле 2015 года группа, занимающаяся исследованием вопросов о предоставлении компенсаций за «геноцид армян» (The Armenian Genocide Reparations Study Group), опубликовала доклад, который представляет собой всеобъемлющий анализ компенсации за события 1915-1923 годов на территории современной Турции в правовом, историческом, политическом и этическом аспектах. Согласно подсчетам группы, Турция должна выплатить за «учиненный геноцид армян» 104 млрд. 544 млн. 260 тыс. 400 американских долларов.
Другим направлением антитурецкой деятельности является криминализация отрицания, оспаривания или смягчения факта «геноцида армян» в национальных законодательствах и судебной практике разных государств.
Помимо этого, в 2015 году в Армении на государственном уровне была принята Всеармянская декларация. В шестой статье этого документа отмечается следующее: «Выражает единую волю Армении и армянского народа в вопросе достижения всемирного признания "геноцида армян", а также устранения последствий геноцида, и с этой целью разрабатывает пакет правовых требований, рассматривая его как начало процесса восстановления индивидуальных, общинных и общенациональных прав и законных интересов».
Как уже становится понятно из предыдущих строк, Армения имеет «правовые требования» к Турции. Несложно догадаться, что речь идет о компенсации и территориальных претензиях.
А тем временем Вардан Тоганян в интервью «Эхо Москвы» утверждает, подписанные в Цюрихе протоколы так и не попали для ратификации в турецкий парламент. Хотя еще в 2017 году МИД Турции отмечал, что протоколы все еще находятся на рассмотрении комиссии по внешним связям парламента Турции.
Посол также отметил, что Турция связывает открытие границы с урегулирование нагорно-карабахского конфликта, подчеркнув, что власти Армении считают это политикой дипломатического давления. Хотя на самом деле давлением можно считать шаги Армении по международному признанию «геноцида армян». Именно подобные действия Армении и вредят нормализации отношений с Турцией.
Лукаво отметив, что в Турции рано или поздно поймут, что добрососедство и добрые отношения с Арменией исключительно в их интересах, Тоганян при этом призвал не связывать вопрос открытия границы с историческим контекстом и урегулированием нагорно-карабахского конфликта.
Подписанные в 2009 году в Цюрихе протоколы были инициированы тогдашним президентом Армении Сержем Саргсяном. Он же аннулировал этот процесс. Ныне у руля власти в Армении стоит Никол Пашинян, который на словах заявляет, что хочет изменить страну к лучшему. Американская политика, отличающаяся прагматизмом, в лице Болтона донесла армянской общественности свое видение выхода страны из той плачевной ситуации, которое досталось в наследство Пашиняну. Без урегулирования нагорно-карабахского конфликта и нормализации отношений с Турцией, Армения будет находиться в полной зависимости от России. Но судя по высказываниям официальных лиц и экспертных кругов Армении, подобный вариант выхода из кризиса не устраивает Ереван. Это напоминает случай в 2004 году, когда министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил, что Нагорный Карабах не имеет цены и его невозможно заменить каким-либо энергетическими и транспортными проектами, которые могут дать Армении преференции. С тех пор прошло 14 лет, но Армения вновь и многократно совершает одни и те же ошибки, обрекая себя на «день сурка».
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий