Президент Армении
Серж Саргсян в очередной раз и в открытой форме продемонстрировал миру наглое
игнорирование принципов международного права, их вольную трактовку,
прикрывающую факт оккупации одним государством территории другой страны. К
такому печальному выводу можно прийти, проанализировав речь Саргсяна на саммите
Восточного партнёрства ЕС.
Принимавший в 90-е
годы прошлого столетия личное участие в этнических чистках азербайджанского
населения Нагорного Карабаха и оккупации азербайджанских территорий, Саргсян,
выступая на саммите, заявил, что «президент Азербайджана в очередной раз
озвучивает безосновательные обвинения в адрес Армении».
«Сколь ни пытается
Азербайджан, к месту или неуместно, извратить сущность нагорно-карабахского
конфликта и его мирного урегулирования, всё равно, урегулирование конфликта
основывается на трёх принципах международного права, а именно: неприменение
силы или угрозы силой, территориальная целостность и право народов на
самоопределение, которые предложены единственной занимающейся урегулированием
конфликта имеющей международный мандат структурой - сопредседательством Минской
группы ОБСЕ. В этом контексте разрешение конфликта без реализации права народа
Нагорного Карабаха на свободное самоопределение, просто, невозможно», - отметил
в своей речи президент Армении.
Это безграничное
лицемерие Саргсян продемонстрировал перед участниками саммита, забыв, что
четыре года назад – 23 октября 2013 года Европарламент, который является
законодательным и представительным органом Евросоюза, принял резолюцию об
укреплении отношений со странами Восточного партнёрства.
В этом документе, в
частности, говорится о необходимости восстановления территориальной целостности
Азербайджана и возвращения Арменией оккупированных территорий. В резолюции также
отмечается, что конфликты на территории стран Восточного партнёрства должны
решаться на основе принципов суверенитета, территориальной целостности и права
наций на самоопределение.
Этой резолюцией еще
четыре года назад Европарламент дал понять Армении, что в конфликте с
Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, нет никакой третьей стороны. Иными
словами нет никакого «народа Нагорного Карабаха», в качестве которого Армения
представляет этнических армян. Тем самым никакой речи не может быть о праве
наций на самоопределение, так как армяне уже реализовали это право, создав
Республику Армения.
В ходе своей речи
Саргсян также коснулся резолюций Совбеза ООН по Нагорному Карабаху. По его
словам, «ООН никогда не принимала резолюции по части урегулирования вопроса
Нагорного Карабаха».
«Принятые в 1993
году со стороны ООН четыре резолюции касались прекращения военных действий в
части Нагорного Карабаха, от чего Азербайджан отказался. И сейчас, 25 лет
спустя, говорить о том, что Армения не выполняет свои обязательства, думаю,
несвоевременно», - отметил Саргсян.
В связи с этим
хотелось бы напомнить руководству Армении, что в тексте вышеприведенной
резолюции Европарламента отмечается, что решение нагорно-карабахского конфликта
должно соответствовать 4 резолюциям Совбеза ООН от 1993 года и быть на основе
принципов, закрепленных в совместном заявлении МГ ОБСЕ в Аквиле от 10 июля 2009
году.
Резолюции Совбеза
ООН по Нагорному Карабаху призывают вывести войска из оккупированных территорий
Азербайджана, а не, как отметил Саргсян, «касались прекращения военных действий
в части Нагорного Карабаха».
Кроме того,
резолюции Совбеза ООН являются юридически обязательными к исполнению для всех
государств - членов ООН (статьи 25 и 48 Устава ООН). Они являются
окончательными и не могут быть обжалованы.
Заявление же в
Аквиле основано на Мадридских принципах и призывает вернуть Азербайджану
прилегающие к Нагорному Карабаху территории, предоставить Нагорному Карабаху
промежуточный статус с гарантиями безопасности и автономией, открыть коридор,
связывающий Армению с Нагорным Карабахом, в будущем решить статус этой
территории посредством волеизъявления, учесть возвращение перемещенных лиц и
беженцев и предоставить им международные гарантии безопасности посредством
миротворческих сил.
Помимо этого о
нарушении территориальной целостности Азербайджана и оккупации Арменией
азербайджанских территорий указано и в резолюции Европарламента от 23 июля 2015
года.
Таким образом
выступая на саммите Восточного партнёрства ЕС президент Армении продемонстрировал
полное игнорирование фундаментальных документов, принятых законодательным и
представительным органом Евросоюза, дав понять, что не считается с мнением
европейских структур, нагло при этом попирая принципы международного права и
европейской безопасности.
Кроме того,
Саргсяну хватило наглости завершить свою речь фразой о том, что «Армения будет
и впредь верна своему видению укрепления мира и устойчивого развития». Подобное
видение мира и армянская трактовка принципов международного права еще раз
наглядно продемонстрировали, что Армения сама игнорирует переговорный процесс
по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, при этом взваливая вину на
Азербайджан.
Что же остается
Азербайджану, если в ситуации, когда первое лицо Армении в открытой и циничной
форме заявляет перед международным сообществом, по сути, о полном игнорировании
им переговорного процесса? Своим молчанием и бездеятельностью европейские
структуры потворствуют агрессии Армении. Вместо давления на агрессора с целью
урегулирования нагорно-карабахского конфликта европейские структуры игнорируя
свои же фундаментальные резолюции, налаживают тесное сотрудничество со страной,
совершившей агрессию против Азербайджана и удерживающей под оккупацией 20%
территории.
Не дает ли подобное
игнорирование справедливой позиции Азербайджана со стороны европейских структур
право официальному Баку воспользоваться статьей 51 Устава ООН? Видимо, иного
пути Азербайджану и не оставляют…
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий