Запуск
железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс, состоявшийся 30 октября, уже
принес в актив Азербайджана первые геополитические дивиденды. Армения
распрощалась с призрачной мечтой выйти из транспортной блокады. Так,
министерство транспорта, связи и информационных технологий Армении 9 ноября
распространило сообщение о том, что правительство прилагает усилия по запуску
строительства железной дороги в Иран вне зависимости от иранской инвестиционной
компании «Расиа ФЗЭ».
«В рамках
концессионного договора с компанией были предусмотрены конкретные сроки для
изучений, финансирования программы, строительства и эксплуатации. Правительство
Армении было очень терпеливым к компании «Расиа ФЗЭ», однако она постоянно
нарушала предусмотренные соглашением сроки и другие обязательства. Учитывая
стратегическое значение программы, правительство Армении прилагает усилия для
строительства железной дороги независимо от компании «Расиа ФЗЭ»», - говорится
в сообщении министерства транспорта, связи и информационных технологий Армении.
Подобное решение
было ожидаемым. Еще в сентябре текущего года министр транспорта, связи и
информационных технологий Армении Ваан Мартиросян заявил, что власти страны
могут пересмотреть соглашение с компанией «Расиа ФЗЭ» по строительству железной
дороги Иран-Армения из-за того, что последняя не смогла привлечь инвесторов.
Напомним, что в
начале 2016 года был подписан меморандум о взаимопонимании по железнодорожному
проекту между ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» (дочерняя структура РЖД, управляет
железнодорожной сетью Армении), министерством транспорта, связи и
информационных технологий Армении и компанией «Расиа ФЗЭ», которая должна была
осуществить финансирование, проектирование и строительство.
Таким образом
запуск железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс уже похоронил в зародыше
мечту Армении вырваться из блокады, в которой она оказалась из-за военной
агрессии против Азербайджана, приведшей к оккупации 20% азербайджанских
территорий.
Многие годы Армения
пытается интегрироваться в транспортные коридоры, так как из-за отсутствия
сотрудничества с Азербайджаном и Турцией, она связана с внешним миром
единственным сухопутным маршрутом - Военно-Грузинской дорогой. Не считая
пассажирских железнодорожных маршрутов Ереван-Тбилиси и Ереван-Батуми.
В январе 2013 года
в Армении было объявлено о начале реализации двух проектов – «Южная железная
дорога» и «Южная скоростная дорога» (автомобильная) в направлении Ирана. Оба
проекта являются частью международного транспортного коридора «Север-Юг»,
который улучшит транспортное сообщение в регионе и станет маршрутом,
связывающим порты Черного моря и Персидского залива.
Реализация этих
проектов сделало бы Армению важной транзитной территорией в коридоре Персидский
залив – Армения – Грузия – Черное море – Болгария – Греция. Поскольку проект
обходит Турцию и Россию, то его реализация ослабило бы влияние этих двух стран
в регионе, что создало Армении хорошие возможности для европейской интеграции.
Однако отсутствие
интереса потенциальных инвесторов и финансовая неспособность Армении
самостоятельно реализовать эти два проекта не оставляют надежду пусть даже и
призрачную на то, что в обозримом будущем эта страна сможет выйти из
транспортного тупика.
К тому же после
запуска Баку-Тбилиси-Карс было объявлено о том, что на территории Ирана
завершились работы по прокладке железнодорожной линии Астара (Иран)-Астара
(Азербайджан), которая соединит железнодорожные системы двух стран. Близко к
завершению и строительство железнодорожной линии Астара-Решт-Казвин.
Посредством присоединения к железнодорожной системе Азербайджана, Иран вскоре
сможет воспользоваться услугами магистрали Баку-Тбилиси-Карс.
С учетом
вышесказанного вряд ли Тегеран будет заинтересован в реализации железной дороги
Иран-Армения, строительство которой даже не начато из-за отсутствия 3,5 млрд.
долларов.
Еще в 2014 году в
интервью Медиамакс старший научный сотрудник Института востоковедения
Национальной академии наук Армении, историк Ваграм Тер-Матевосян отмечал, что в
случае присоединения к железной дороге Баку-Тбилиси-Карс, экономические
возможности Армении удвоятся, сократится время доставки армянских товаров в
Европу: «Мы можем загружать поезда на ахалкалакском терминале. Из Карса в
Стамбул поезд идет максимум 40 часов. Если будет реализован и проект подводного
тоннеля под Босфором, то армянские грузы смогут попадать в Европу в течение 2-3
дней» (http://www.mediamax.am/ru/news/interviews/12235).
Но власти Армении
предпочитают оставаться у разбитого корыта, обрекая свой народ на лишения и
страдания ради эфемерной мечты создания на оккупированных территориях
Азербайджана «независимого армянского государства». Оказавшись в роли
пассивного наблюдателя крупных региональных проектов, властям Армении остается
лишь утирать слезы платком, которым они помахали вслед уходящему поезду из Баку
в Карс и тягостно вздыхать по несбыточной мечте по постройке железной дороги
Иран-Армения.
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий