суббота, 4 ноября 2017 г.

Российский депутат предупредил свою страну и Армению об угрозе Баку



Реализация Азербайджаном еще одного регионального проекта – железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс не дает покоя армянской и проармянской шушере. Свое «ценное» мнение решил внести и печально известный в Азербайджане российский депутат-единоросс Константин Затулин.

В интервью армянскому изданию 1in.am Затулин заявил, что «проект Баку-Тбилиси-Карс - вызов не только для Армении, но и для России, если рассматривать все в категориях вызовов, но это далеко не первый транспортный коридор, который прокладывается в этом направлении».

«Ясное дело – проект Баку-Тбилиси-Карс является конкурентом и для Армении, и для России, потому что по этой железной дороге планируется перевозить грузы, грузопотоки и пассажиропотоки в обход как нашей, так и вашей страны. Это один из тех многочисленных проектов, которые, по сути, направлены на то, чтобы обойти территорию Российской Федерации и не быть связанным транзитом через ее территории. Армения также является в этом смысле «табуированной» страной для участников проекта, так как главную роль в этом проекте играют Турция и Азербайджан, а их отношение к Армении известно», - отметил он.

По его словам, данный проект — «вызов не только для Армении, но и для России, если рассматривать все в категориях вызовов, но это далеко не первый транспортный коридор, который прокладывается в этом направлении».

«Начало положил нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, а это, по сути, одна часть этой магистрали, просто в данном случае она имеет вид железной дороги. Она просто ориентирует связи. Россия и Армения не будут воевать из-за этого. Россия и Армения должны найти привлекательные варианты, чтобы грузопотоки устремлялись в том направлении, которое выгодно им. Такие варианты есть. Скажем, проект Баку-Тбилиси-Карс абсолютно игнорирует интересы Ирана. С другой стороны, у Армении отличные отношения с Ираном. Вот вам и повод, чтобы иранские грузопотоки направились через территорию Армении и дальше. Но, учитывая фактор Грузии, возникает вопрос: а что дальше? У Армении довольно сложные отношения с Грузией, и это гораздо более сложный вопрос, чем отношения Армении и Азербайджана. В случае с Азербайджаном все очень просто, у Армении и Азербайджана враждебные отношения, а с Грузией отношения конкурентные. Надо искать, в чем состоит интерес Грузии, чтобы Грузия не препятствовала, а содействовала развитию подобных магистралей, например, на север», - заявил Затулин.

В потоке словоблудия Затулина очень трудно уловить разумную суть. Для начала Затулину не мешало бы знать, что Баку-Тбилиси-Карс не может быть вызовом для России. По территории России пролегает Транссибирская магистраль, по которой от китайского Дживу до самого Лондона направляются грузопотоки. На этот маршрут приходится свыше 90% грузопотоков из Китая.

Второй не менее важный момент – действующая в Армении ЗАО Южно-Кавказская железная дорога (ЮКЖД)  с 2008 года является 100 % дочерней компанией ОАО «Российские железные дороги». Иными словами, железные дороги Армении принадлежат российскому капиталу.

В свое время проекту Баку-Тбилиси-Карс власти Армении решили противопоставить железную дорогу Иран-Армения. Правительство Армении 7 августа 2014 года одобрило предварительную программу строительства железной дороги Иран-Армения. Однако до сих пор не начато строительство из-за отсутствия инвестиций в размере $3,2 млрд.

После запуска Баку-Тбилиси-Карс (БТК), отсутствия средств на строительство железной дороги Иран-Армения и заинтересованности у ЮКЖД в задействовании Закавказской железной дороги, связывающей Россию, Грузию и Армению через территорию Абхазии говорить Затулину о том, что проект БТК является конкурентом для Еревана, мягко говоря, не серьезно.

К тому же со скорой реализацией железнодорожной магистрали «Север-Юг», которая свяжет Иран, Азербайджан и Россию, ЮКЖД скорее будет заинтересована в восстановлении железнодорожного сообщения между Арменией и Турцией, чем в туманном проекте Иран-Армения.

Затулин упомянул и интересы Грузии, чтобы эта страна не препятствовала, а содействовала развитию магистралей из Армении. Как известно, Тбилиси выступает против открытия Закавказской железной дороги из-за наличия абхазского и юго-осетинского конфликтов. Ясно как Божий день, что интерес Грузии заключается в восстановлении своей территориальной целостности. Как Армения относится к территориальной целостности Грузии, мы наглядно наблюдали в ходе грузино-абхазской войны 1992-1993 годов, когда армянские батальоны участвовали в захвате Сухуми. Не говоря уже о том, что Армения поддерживает армянских сепаратистов в грузинском регионе Джавахетия.  

К тому же БТК имеет видное значение для Грузии, чем Закавказская железная дорога: быть транзитным государством между Китаем и Европой лучше, чем открывать железную дорогу для Армении.

МИД Азербайджана уже прокомментировал факт того, что в последнее время в армянском обществе обсуждается вопрос об использовании Арменией железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. «Азербайджан неоднократно заявлял, что после того, как оккупации в отношении Азербайджана будет положен конец и Армения выведет свои войска с оккупированных азербайджанских территорий, она сможет воспользоваться возможностями региональной интеграции, в том числе такой возможностью успешного регионального сотрудничества, как Баку-Тбилиси-Карс», - сказано в заявлении МИД Азербайджана.

Еще в сентябре 1998 года в Баку состоялась международная конференция, посвященная восстановлению Великого Шелкового пути. По итогам конференции представители 32 стран и 13 международных организаций подписали «Основное многостороннее соглашение о международном транспорте по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия». Тогдашний президент Азербайджана Гейдар  Алиев пригласил армянского коллегу Роберта Кочаряна принять участие в данном мероприятии, однако последний отказался приехать.

Руководство Армении еще тогда понимало, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта является условием для участия этой страны в реализуемых Азербайджаном региональных проектах. Жест Гейдара Алиева по приглашению армянского президента для участия в реализации регионального проекта, выгодного всем сторонам, был проигнорирован.

Та же ситуация повторилась и при реализации нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Этот нефтепровод в силу своего географического положения должен был проходить через территорию Армению. Гейдар Алиев надеялся использовать перспективу прохода трубопровода через Армению в качестве стимула для урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Когда Ереван отказался, Азербайджан выбрал Грузию, и тем самым Армения оказалась в стороне от многих региональных проектов.

Здесь стоит также отметить, что благодаря усилиям армянского лобби в свое время Администрация Белого дома запретила американским компаниям принимать участие в финансировании проекта БТК.

Пока Армения строила воздушные замки, Азербайджан реализовал проекты Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзурум, а теперь и Баку-Тбилиси-Карс. Близка к завершению в Иране железнодорожная линия Казвин-Решт, которая соединится с азербайджанской Астарой. Этот проект объединит действующие железные дороги Азербайджана, Ирана и России в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг». Будет ли Иран после этого заинтересован в туманной перспективе открытия железной дороги с Арменией? Полагаю, что нет. 

Так что, господин Затулин, не нужно умничать и кривить душой – скажите открытым текстом, что Армения находится в глубоком отверстии. Можете это место для благозвучия даже назвать ямой, но от этого суть не меняется.

Заур Нурмамедов

Комментариев нет:

Отправить комментарий