Реализация
Азербайджаном еще одного регионального проекта – железнодорожной магистрали
Баку-Тбилиси-Карс не дает покоя армянской и проармянской шушере. Свое «ценное»
мнение решил внести и печально известный в Азербайджане российский
депутат-единоросс Константин Затулин.
В интервью
армянскому изданию 1in.am Затулин заявил, что «проект Баку-Тбилиси-Карс - вызов
не только для Армении, но и для России, если рассматривать все в категориях
вызовов, но это далеко не первый транспортный коридор, который прокладывается в
этом направлении».
«Ясное дело –
проект Баку-Тбилиси-Карс является конкурентом и для Армении, и для России,
потому что по этой железной дороге планируется перевозить грузы, грузопотоки и
пассажиропотоки в обход как нашей, так и вашей страны. Это один из тех
многочисленных проектов, которые, по сути, направлены на то, чтобы обойти
территорию Российской Федерации и не быть связанным транзитом через ее
территории. Армения также является в этом смысле «табуированной» страной для
участников проекта, так как главную роль в этом проекте играют Турция и
Азербайджан, а их отношение к Армении известно», - отметил он.
По его словам,
данный проект — «вызов не только для Армении, но и для России, если
рассматривать все в категориях вызовов, но это далеко не первый транспортный
коридор, который прокладывается в этом направлении».
«Начало положил
нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, а это, по сути, одна часть этой магистрали,
просто в данном случае она имеет вид железной дороги. Она просто ориентирует
связи. Россия и Армения не будут воевать из-за этого. Россия и Армения должны
найти привлекательные варианты, чтобы грузопотоки устремлялись в том
направлении, которое выгодно им. Такие варианты есть. Скажем, проект
Баку-Тбилиси-Карс абсолютно игнорирует интересы Ирана. С другой стороны, у
Армении отличные отношения с Ираном. Вот вам и повод, чтобы иранские
грузопотоки направились через территорию Армении и дальше. Но, учитывая фактор
Грузии, возникает вопрос: а что дальше? У Армении довольно сложные отношения с
Грузией, и это гораздо более сложный вопрос, чем отношения Армении и
Азербайджана. В случае с Азербайджаном все очень просто, у Армении и
Азербайджана враждебные отношения, а с Грузией отношения конкурентные. Надо
искать, в чем состоит интерес Грузии, чтобы Грузия не препятствовала, а
содействовала развитию подобных магистралей, например, на север», - заявил
Затулин.
В потоке
словоблудия Затулина очень трудно уловить разумную суть. Для начала Затулину не
мешало бы знать, что Баку-Тбилиси-Карс не может быть вызовом для России. По
территории России пролегает Транссибирская магистраль, по которой от китайского
Дживу до самого Лондона направляются грузопотоки. На этот маршрут приходится
свыше 90% грузопотоков из Китая.
Второй не менее
важный момент – действующая в Армении ЗАО Южно-Кавказская железная дорога
(ЮКЖД) с 2008 года является 100 %
дочерней компанией ОАО «Российские железные дороги». Иными словами, железные
дороги Армении принадлежат российскому капиталу.
В свое время
проекту Баку-Тбилиси-Карс власти Армении решили противопоставить железную
дорогу Иран-Армения. Правительство Армении 7 августа 2014 года одобрило
предварительную программу строительства железной дороги Иран-Армения. Однако до
сих пор не начато строительство из-за отсутствия инвестиций в размере $3,2
млрд.
После запуска
Баку-Тбилиси-Карс (БТК), отсутствия средств на строительство железной дороги
Иран-Армения и заинтересованности у ЮКЖД в задействовании Закавказской железной
дороги, связывающей Россию, Грузию и Армению через территорию Абхазии говорить
Затулину о том, что проект БТК является конкурентом для Еревана, мягко говоря,
не серьезно.
К тому же со скорой
реализацией железнодорожной магистрали «Север-Юг», которая свяжет Иран,
Азербайджан и Россию, ЮКЖД скорее будет заинтересована в восстановлении
железнодорожного сообщения между Арменией и Турцией, чем в туманном проекте
Иран-Армения.
Затулин упомянул и
интересы Грузии, чтобы эта страна не препятствовала, а содействовала развитию
магистралей из Армении. Как известно, Тбилиси выступает против открытия
Закавказской железной дороги из-за наличия абхазского и юго-осетинского
конфликтов. Ясно как Божий день, что интерес Грузии заключается в
восстановлении своей территориальной целостности. Как Армения относится к
территориальной целостности Грузии, мы наглядно наблюдали в ходе
грузино-абхазской войны 1992-1993 годов, когда армянские батальоны участвовали
в захвате Сухуми. Не говоря уже о том, что Армения поддерживает армянских
сепаратистов в грузинском регионе Джавахетия.
К тому же БТК имеет
видное значение для Грузии, чем Закавказская железная дорога: быть транзитным
государством между Китаем и Европой лучше, чем открывать железную дорогу для
Армении.
МИД Азербайджана
уже прокомментировал факт того, что в последнее время в армянском обществе
обсуждается вопрос об использовании Арменией железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.
«Азербайджан неоднократно заявлял, что после того, как оккупации в отношении
Азербайджана будет положен конец и Армения выведет свои войска с оккупированных
азербайджанских территорий, она сможет воспользоваться возможностями
региональной интеграции, в том числе такой возможностью успешного регионального
сотрудничества, как Баку-Тбилиси-Карс», - сказано в заявлении МИД Азербайджана.
Еще в сентябре 1998
года в Баку состоялась международная конференция, посвященная восстановлению
Великого Шелкового пути. По итогам конференции представители 32 стран и 13
международных организаций подписали «Основное многостороннее соглашение о международном
транспорте по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия». Тогдашний президент
Азербайджана Гейдар Алиев пригласил
армянского коллегу Роберта Кочаряна принять участие в данном мероприятии,
однако последний отказался приехать.
Руководство Армении
еще тогда понимало, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта является
условием для участия этой страны в реализуемых Азербайджаном региональных
проектах. Жест Гейдара Алиева по приглашению армянского президента для участия
в реализации регионального проекта, выгодного всем сторонам, был
проигнорирован.
Та же ситуация
повторилась и при реализации нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Этот
нефтепровод в силу своего географического положения должен был проходить через
территорию Армению. Гейдар Алиев надеялся использовать перспективу прохода
трубопровода через Армению в качестве стимула для урегулирования
нагорно-карабахского конфликта. Когда Ереван отказался, Азербайджан выбрал
Грузию, и тем самым Армения оказалась в стороне от многих региональных проектов.
Здесь стоит также
отметить, что благодаря усилиям армянского лобби в свое время Администрация
Белого дома запретила американским компаниям принимать участие в финансировании
проекта БТК.
Пока Армения
строила воздушные замки, Азербайджан реализовал проекты Баку-Тбилиси-Джейхан,
Баку-Тбилиси-Эрзурум, а теперь и Баку-Тбилиси-Карс. Близка к завершению в Иране
железнодорожная линия Казвин-Решт, которая соединится с азербайджанской
Астарой. Этот проект объединит действующие железные дороги Азербайджана, Ирана
и России в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг». Будет ли
Иран после этого заинтересован в туманной перспективе открытия железной дороги
с Арменией? Полагаю, что нет.
Так что, господин
Затулин, не нужно умничать и кривить душой – скажите открытым текстом, что
Армения находится в глубоком отверстии. Можете это место для благозвучия даже
назвать ямой, но от этого суть не меняется.
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий