Конец мая
запомнился на Южном Кавказе событием, которое можно оценить как гром среди
ясного неба - МИД Сирии заявил о своем решении признать Абхазию и Цхинвальский
регион Грузии независимыми государствами. Жесткий ответ Тбилиси был предсказуем
- в Грузии этот шаг Сирии оценили как указку из Москвы.
«Жаль, что в
результате российских манипуляций, режим Асада принял это решение», –заявил СМИ
глава грузинского МИД Михаил Джанелидзе и пояснил, что в ответ на признание
независимости грузинских регионов Дамаском, Тбилиси уже начал процедуры по
разрыву дипломатических отношений с Сирией.
Президент Грузии
Георгий Маргвелашвили в своем комментарии на странице в «Твиттере» также
указал, что Сирия сделала подобный шаг по указке Москвы. «Твои союзники говорят
о том, кто ты. Сегодня союзником России является режим Асада, известный
убийством детей химическим оружием», – написал грузинский президент.
Что же побудило
сирийский МИД поступить подобным образом? В последнее время в
российско-грузинских отношениях наметились определенные подвижки в
положительную сторону. Буквально за несколько дней до демарша МИД Сирии, 24 мая
в Праге состоялась очередная встреча замминистра иностранных дел России Григория
Карасина со спецпредставителем премьер-министра Грузии Зураба Абашидзе.
18 мая перед
встречей в Праге, Россия оформила соглашения со Швейцарией и швейцарской
компанией SGS (Société Générale de Surveillance SA), чем завершила выполнение
процедур, необходимых для начала практической реализации соглашения «Об
основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга
торговли товарами с Грузией» от 9 ноября 2011 года. Грузия подписала
аналогичный контракт с SGS еще в декабре 2017 года.
Речь идет о
регулировании основных принципов таможенного администрирования и мониторинга
товарооборота на российско-грузинской границе, в частности на участках Абхазии
и Цхинвальского региона, которые
находятся вне контроля Тбилиси. Осуществление мониторинга ложилось на
швейцарскую компанию SGS, в полномочия которой будет входить предоставление
информации о грузах, вывозимых в Россию и ввозимых из России по указанным выше
транспортным коридорам. Иными словами, встреча в Праге вызвала у экспертов и
заинтересованных сторон осторожный оптимизм по поводу дальнейшего развития
событий.
За процессом
российско-грузинских переговоров пристально следили и из Еревана. Политические
трения между Россией и Грузией становятся транспортными проблемами для Армении
- страна зависит от одного-единственного наземного маршрута через КПП «Верхний
Ларс», связывающего ее с Россией. Имплементация российско-грузинского
соглашения в перспективе позволило бы создать
для Армении два новых транспортных коридора - через Рокский тоннель и по
Абхазской железной дороге.
Но на встрече в
Праге не затрагивался вопрос открытия сообщения по Абхазской железной дороге.
Тем самым для многих, включая и в Армении, стало ясно, что транспортная блокада
этой страны продолжится еще неопределенное и, скорее всего, долгое время.
Во всей этой
истории остается один неясный момент. Если Россия не хотела идти навстречу
Грузии в вопросе регулирования основных принципов таможенного администрирования
и мониторинга товарооборота на российско-грузинской границе, то почему же
оформила соглашение с SGS?
Российский
журналист Максим Шевченко в передаче «Особое мнение» на радио «Эхо Москвы»
высказал свою версию происходящего. Он полагает, что в вопросе признания Сирией
«независимости» Абхазии и Цхинвальского региона значимую роль сыграло армянское
лобби в российском МИД.
«Зачем это надо
было президенту Башару Асаду – вдруг разорвать с Тбилиси отношения? Понятно,
это могло быть сделано только, если кто-то из Москвы настоял. Кто это мог быть? Давайте посмотрим ситуацию
на Южном Кавказе. Потому что понятно, что это шаг антигрузинский, который
произошел на фоне очень позитивных переговоров, которые вел Карасин с Абашидзе,
с грузинским представителем в Европе, по-моему, по российско-грузинским
отношениям. То есть у нас наметилось сближение с Грузией. У нас с Грузией
наметилось снятие многих конфликтных, проблемных ситуаций: обмен какими-то
зданиями, имуществом. В общем, все позитивно очень было.
Вдруг на этом фоне
происходит шаг, который явно Грузией будет воспринят как очередной
антигрузинский демарш России. О чем это говорит? Неужели Россия постоянно тупо
и примитивно хочет свориться с Грузией, топтать Грузию? Нет. Есть определенные
лоббистские силы, которые подталкивают Россию к этой антигрузинской политике,
абсурдной, на мой взгляд», - отметил журналист, добавив, что считает, что «в
данном случае это армянское лобби».
«Я назову вещи
своими именами. Ситуация, события в Армении, которые существуют, в том числе, в
Министерстве иностранных дел, во внешней политики России – я не боюсь этого
говорить совершенно – поскольку на фоне событий в Армении и прихода к власти
Пашиняна…», — продолжил он.
На уточняющий
вопрос, есть ли армянское лобби в российском МИД, Шевченко ответил
утвердительно. «Конечно. Очень серьезное, которое действует с 90-х годов и
которое является очень сильным, как и в российской политической власти. Вот
сейчас есть вероятность, что в Армении, несмотря на все заявления в любви к
России, все-таки к власти пришли силы, которые больше контролируются из
Вашингтона, чем из Москвы. Потому что понятно, что и Карапетян и Абрамян, и
Варданян – те армянские лоббисты, которые рассказывали, что они полностью
контролируют ситуацию в Армению, несколько утратили свой статус.
Пашиняна поддержала
Армянская американская ассоциация, очень влиятельная организация. Об этом особо
так не говорится. Но чтобы завуалировать вялый переворот в Армении, который нас
с вами приведет к разрыву, возможно, этого хлипкого канала между Россией и Ираном,
стратегически важного России, внимание перебрасывается на Грузию. Этот демарш
имеет чисто политическое значение. Грузия, безусловно, ответит сейчас
антироссийскими настроениями, безусловно. Иначе быть не может. И это, конечно,
отвлекает внимание от армянской темы, и грузины опять становятся самыми
виноватыми и самыми плохими в России», - констатирует М.Шевченко.
В свою очередь,
российский эксперт Олег Кузнецов, дополняя Шевченко, обращает внимание на
заявление грузинского премьера Георгия Квирикашвили, сделанное через 2 дня
после встречи в Праге - 26 мая. Премьер выразил надежду на вступление Грузии в
НАТО к 2021 году.
«Пашинян получил от
своих заокеанских спонсоров заказ на это, но для его реализации требуется
время, причем более значительное, чем в случае с Саакашвили, поскольку Россия
поддерживает - не прямо, но косвенно - оккупационный режим в Карабахе.
Поэтому три года -
это вполне достаточный срок для Пашиняна и его сторонников, чтобы они смогли
переформатировать сознание армянского общества и подготовить его к разрыву
союзнических отношений с Россией. Пропагандистский козырь у него для этого
более чем сильный: "Грузия в НАТО, мы - на очереди. "Великая
Армения" под протекторатом США еще на один шаг будет ближе". Не
думаю, что кто-то сегодня будет сомневаться в неизбежном успехе такой
пропаганды и неизбежном удалении российской военной базы с территории Армении»,
- отмечает Кузнецов в своей статье на Vesti.Az.
Ранее в беседе с
Vesti.Az российский эксперт Григорий Трофимчук также отмечал, что для Запада
«Грузия – единственный доступный вариант, с помощью которого можно постепенно
"вынимать" Армению из-под России».
С учетом мнения
вышеперечисленных российских экспертов, мы можем констатировать, что очередной
виток российско-грузинское противостояния на руку тем силам, которые хотят
вырвать Армению из-под влияния России. Посредством заявления МИД Сирии, Грузия
обвиняет Россию и получает от своего населения «зеленый свет» на вхождение в
НАТО.
Согласно недавнему
опросу, проведенного американской неправительственной организацией –
Национальным демократическим институтом (NDI), интеграцию Грузии в НАТО
поддерживают 65% респондентов, хотя 20% опрошенных заявили, что для них это
неприемлемо.
В этом контексте
интересен также недавний доклад директора Heritage Foundation's Allison Center
Люка Коффи под название «Грузия в НАТО: в интересах США и Европы». По мнению
эксперта, члены НАТО должны ускорить принятие Грузии.
Этот посыл звучал и
в апрельском заявлении генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, отметившего,
что ожидает поддержки от членов альянса в связи с вступлением Грузии в
организацию. Ключевым моментом для Грузии должен стать предстоящий в июле 2018
года саммит НАТО в Брюсселе. Хотя здесь есть одно большое НО.
Согласно правилам,
прием в НАТО нового члена, имеющего неразрешенные проблемы с соседями и
неурегулированные внутренние конфликты, невозможен. Да и Грузия вряд ли готова
отказаться от суверенитета над Абхазией и Цхинвальским регионом ценой
вступления в НАТО. К тому же нужно учитывать, что ряд европейских союзников США
предпочтут воздержаться от приема Грузии в НАТО, не желая обострять и без того
непростые отношения с Россией.
Конфронтация с НАТО
превратит Грузию в арену крупного геополитического противостояния, что не
соответствует интересам Тбилиси. А недавнее заявление издания Der Spiegel
Столтенберга о том, что НАТО не будет помогать Израилю в случае вооруженного
конфликта с Ираном, наталкивает на мысль,
что Североатлантический альянс будет дистанцироваться от
российско-грузинского противостояния. При таком стечении обстоятельств остается
единственный для всех вариант – укрепление американо-грузинских отношений без
формального предоставления Тбилиси членства в НАТО.
И тут в игру
вступает армянское лобби, подталкивая колеблющихся к решительным шагам.
Подталкивая Тбилиси к новому витку конфронтации с Москвой, путем
антигрузинского демарша МИД Сирии, армянское лобби намерено ускорить процесс
евроинтеграции Грузии, чтобы впоследствии вывести Армению из-под российского
влияния. Тем более к власти в Ереване пришли прозападные силы во главе с
Пашиняном. Таким образом, гроссмейстер в лице армянского лобби начал свою
партию ходом пешки – Асадом, выбрав мишенью ферзя, который носит название Грузия.
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий