Как не старались бы фальсификаторы утверждать, что
Нагорный Карабах является древнеармянской территорией, следы пребывания древних
тюрков в этом крае волей неволей оказываются в центре внимания. Незаконно
посетившая в феврале оккупированный Арменией Нагорно-карабахский регион
Азербайджана супружеская пара - Игорь и Лариса Ширяевы, которые не устают
восхищаться этим краем и петь дифирамбы в адрес сепаратистов, разместили на
своем сайте «Интересный мир» публикацию под названием «Арцах: антропоморфные стелы
Мартакертского района».
Поэтично описывая природу Карабаха, они
упомянули «каменных воинов Арцаха», стоящих на защите края от захватчиков. В
публикации отмечается, что согласно научной версии упомянутые «антропоморфные
(по внешнему виду и строению напоминающие человека) стелы обнаружены в
лугово-степной зоне Арцаха, в Мартакертском районе, в частности у села Нор
Кармираван».
По сообщению супругов, раскопки стел,
созданных предположительно в VIII-VI вв. до н.э., проводила
археологическая экспедиция в 2016-м году. Азербайджанское название упомянутого
села идет как Паправенд и в нем до 1993 года проживали азербайджанцы. Вблизи
села расположены курганы, относящиеся к бронзовому и железному векам. В самом
селе расположены останки древних городищ Гюллютепе-1 и Гюллютепе-2.
В селе расположен мавзолей, относящийся к XIV веку. План этого мавзолея, считающегося уникальным
памятником средневековой архитектуры, является характерным и для XVI века. На территории села также расположено древнее
кладбище с каменными изваяниями.
Как раз о них и идет речь в публикации. Эти
антропоморфные стелы, известные как каменные бабы (балбалы у тюрков), можно
обнаружить в степной полосе России, Южной Сибири, в Азербайджане, на востоке Украины, в Германии, Средней
Азии и Монголии.
Балбалы, поставленные древними тюркскими племенами,
исследователи связывают с поминанием убитых врагов. Балбалы иногда
устанавливались цепочкой у курганного надгробия, причем число подчеркивало значимость и авторитет
умершего. Известные среди азербайджанского народа эти каменные изваяния как
«даш ата» или «даш баба», являются могильными памятниками древних тюрков.
То есть, Игорь и Лариса Ширяевы наткнулись на
древнетюркские памятники. «Антропоморфные стелы Мартакертского района очень
ценны в историческом и культурном смысле. Они не только проливают свет на
духовную жизнь и традиции жителей древнего Арцаха, но и являются
непосредственными предшественниками удивительно красивых резных хачкаров,
показывая и доказывая преемственность и неразрывность древней культуры Арцаха.
Поэтому эти стелы имеют еще и политическое значение для нынешнего независимого
Арцаха», - отмечается в их совместной публикации.
Незаконно посетившие Нагорный Карабах и
пропагандирующие созданный на оккупированных азербайджанских территориях
сепаратистский режим Игорь и Лариса Ширяевы невольно приоткрыли завесу над
истиной, полагая, что эти каменные изваяния принадлежат культурно-историческому
наследию местных армян. Они
даже назвали их «древними каменными защитниками Арцаха», а также «частью
духовной и материальной культуры древнего Арцаха», отмечая, что эта «культура
существовала задолго до прихода христианства на эти земли». Но на самом же деле
это древние тюркские памятники, созданные предположительно в VIII-VI вв. до н.э.
В приведенных в публикации фотографиях есть
изображения каменных изваяний с пулевыми отверстиями. Авторы замалчивают это,
отмечая, что «антропоморфные стелы Мартакертского района Арцаха веками
пользовались уважением живших тогда людей, а те относительно незначительные
повреждения, которые мы наблюдаем, возникли в результате естественных причин за
огромный период времени длительностью в 2,5-3 тысячелетия».
Авторы, восхищаясь каменными изваяниями,
отмечают, что эти памятники говорят о том, что «здесь живет свободный народ,
готовый защищать свою землю до последней капли крови». В этом мы согласны с
ними – население села Паправенд яростно сражалось с армянскими захватчиками в
январе 1906 года, заставив дашнакские банды во главе с Амазаспом Срванцтяном
отступить.
Жители села проявили героизм и во время
Карабахской войны в 1992 году, успешно сдерживая натиск врага. В июне 1993 года армянские захватчики оккупировали все
окрестные села рядом с Паправендом. Окруженные со всех сторон врагом жители
села, поняв, что не смогут долго сопротивляться, покинули населенный пункт 26 июня 1993 года. Но на этой земле остались могилы их
предков и каменные изваяния, свидетельствующие о том, что этот край издревле
населяли древние тюрки.
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий