понедельник, 12 марта 2018 г.

Русская семья, будучи в Карабахе, доказала кому он принадлежит


Как не старались бы фальсификаторы утверждать, что Нагорный Карабах является древнеармянской территорией, следы пребывания древних тюрков в этом крае волей неволей оказываются в центре внимания. Незаконно посетившая в феврале оккупированный Арменией Нагорно-карабахский регион Азербайджана супружеская пара - Игорь и Лариса Ширяевы, которые не устают восхищаться этим краем и петь дифирамбы в адрес сепаратистов, разместили на своем сайте «Интересный мир» публикацию под названием «Арцах: антропоморфные стелы Мартакертского района».

Поэтично описывая природу Карабаха, они упомянули «каменных воинов Арцаха», стоящих на защите края от захватчиков. В публикации отмечается, что согласно научной версии упомянутые «антропоморфные (по внешнему виду и строению напоминающие человека) стелы обнаружены в лугово-степной зоне Арцаха, в Мартакертском районе, в частности у села Нор Кармираван».
По сообщению супругов, раскопки стел, созданных предположительно в VIII-VI вв. до н.э., проводила археологическая экспедиция в 2016-м году. Азербайджанское название упомянутого села идет как Паправенд и в нем до 1993 года проживали азербайджанцы. Вблизи села расположены курганы, относящиеся к бронзовому и железному векам. В самом селе расположены останки древних городищ Гюллютепе-1 и Гюллютепе-2.
В селе расположен мавзолей, относящийся к XIV веку. План этого мавзолея, считающегося уникальным памятником средневековой архитектуры, является характерным и для XVI века. На территории села также расположено древнее кладбище с каменными изваяниями.
Как раз о них и идет речь в публикации. Эти антропоморфные стелы, известные как каменные бабы (балбалы у тюрков), можно обнаружить в степной полосе России, Южной Сибири, в Азербайджане, на востоке Украины, в Германии, Средней Азии и Монголии.
Балбалы, поставленные древними тюркскими племенами, исследователи связывают с поминанием убитых врагов. Балбалы иногда устанавливались цепочкой у курганного надгробия,  причем число подчеркивало значимость и авторитет умершего. Известные среди азербайджанского народа эти каменные изваяния как «даш ата» или «даш баба», являются могильными памятниками древних тюрков.
То есть, Игорь и Лариса Ширяевы наткнулись на древнетюркские памятники. «Антропоморфные стелы Мартакертского района очень ценны в историческом и культурном смысле. Они не только проливают свет на духовную жизнь и традиции жителей древнего Арцаха, но и являются непосредственными предшественниками удивительно красивых резных хачкаров, показывая и доказывая преемственность и неразрывность древней культуры Арцаха. Поэтому эти стелы имеют еще и политическое значение для нынешнего независимого Арцаха», - отмечается в их совместной публикации.
Незаконно посетившие Нагорный Карабах и пропагандирующие созданный на оккупированных азербайджанских территориях сепаратистский режим Игорь и Лариса Ширяевы невольно приоткрыли завесу над истиной, полагая, что эти каменные изваяния принадлежат культурно-историческому наследию местных  армян. Они даже назвали их «древними каменными защитниками Арцаха», а также «частью духовной и материальной культуры древнего Арцаха», отмечая, что эта «культура существовала задолго до прихода христианства на эти земли». Но на самом же деле это древние тюркские памятники, созданные предположительно в VIII-VI вв. до н.э.
В приведенных в публикации фотографиях есть изображения каменных изваяний с пулевыми отверстиями. Авторы замалчивают это, отмечая, что «антропоморфные стелы Мартакертского района Арцаха веками пользовались уважением живших тогда людей, а те относительно незначительные повреждения, которые мы наблюдаем, возникли в результате естественных причин за огромный период времени длительностью в 2,5-3 тысячелетия».
Авторы, восхищаясь каменными изваяниями, отмечают, что эти памятники говорят о том, что «здесь живет свободный народ, готовый защищать свою землю до последней капли крови». В этом мы согласны с ними – население села Паправенд яростно сражалось с армянскими захватчиками в январе 1906 года, заставив дашнакские банды во главе с Амазаспом Срванцтяном отступить.
Жители села проявили героизм и во время Карабахской войны в 1992 году, успешно сдерживая натиск врага.  В июне 1993 года армянские захватчики оккупировали все окрестные села рядом с Паправендом. Окруженные со всех сторон врагом жители села, поняв, что не смогут долго сопротивляться, покинули населенный пункт 26  июня 1993 года. Но на этой земле остались могилы их предков и каменные изваяния, свидетельствующие о том, что этот край издревле населяли древние тюрки.
Заур Нурмамедов

Комментариев нет:

Отправить комментарий