У польского писателя-сатирика Станислава Ежи Леца есть афоризм - «Во владениях лжи умирает фантазия». Но очевидно автор афоризма не сталкивался с изощренными приемами армянской пропаганды, которым позавидовал бы сам Йосеф Геббельс. Благодаря изощренной фантазии и патологической тяги ко лжи армянская пропаганда создает небылицы, выдаваемые за правду. Изощренная фантазия армянской пропаганды очень востребована, когда речь идет о территориальных претензиях и наглом присвоении историко-культурного наследия азербайджанского народа.
В газетенке армян России, в которой публикуют откровенную ложь и клевету в адрес Азербайджана такие бездари как блядник Сергей Шакарянц и приписывающая Федору Достоевскому фразу об армянах Ева Лусинова, появился опус победительницы конкурса «Золотое перо Руси» поэтессы, прозаика и редактора журнала в одном лице, но с двойной фамилией - Елены Шуваевой-Петросян.
Сия особа в статье «Загадка Нижней мечети в Шуши» рассказывает о своей романтической традиции, попадая в оккупированный азербайджанский город Шуша, встречать рассвет на балконе одного из минаретов Нижней мечети Гёвхар-ага.
После этого романтические чувства Елены Шуваевой-Петросян уходят в тень и она отмечает, что Верхняя и Нижняя мечети Гёвхар-ага, а также молельный дом Саатлы относятся к «сокровищам персидской культуры».
«Христианские храмы и мечети – свидетельства мирного сосуществования нескольких народов: армян, русских и персов. И стоять бы и процветать интернациональной культурной столице Карабаха – Шуши, если бы не фактор незрелой, не только с точки зрения этноса, но и религии, нации под названием азербайджанцы, которые осознанно начали называть себя азербайджанцами в конце 30-х годов 20 века. То есть спустя примерно 20 лет после создания государства под названием Азербайджан. И сейчас, если посмотреть источники в интернете, то везде написано, что мечети в Шуши построил азербайджанский (!??) архитектор Кербалаи Сефихан Карабаги, в то время, когда такой нации не существовало. Хорошая работа азербайджанского агитпропа!!!», - отмечает она.
Из написанного Шуваевой-Петросян выходит, что проживавшие в Карабахе тюрки (именуемые в свое время азербайджанскими татарами, а после азербайджанцами) являются персами. Этноним «персы» в более строгом смысле применяют к носителям персидского языка. В мусульманском мире этноним «персы», «персидский» фактически не использовался как самоназвание персов-мусульман. Их называли аджамы или таджики, а само население чаще всего называло себя по названию областей, в которых проживало. Этноним же «русский» установился в современной форме и значении лишь в начале XX века.
Немецкая нация была сформирована после объединения Германии в 1871 году, а до этого население страны называло себя по названию областей — швабы, баварцы, саксонцы, франконцы и др.
Эти примеры приведены для того, чтобы армянская пропаганда всякий раз говоря о том, что азербайджанцы как нация появилась в 30-х годах прошлого столетия и этот термин является собирательным, понимала абсурдность этого заявления. На территории Карабаха жили тюрки вне зависимости от того как их называли другие народы. Названия улиц, кварталов, площадей и ворот Шуши были тюркским, а не персидскими.
Топоним «Азербайджан» возник еще в VI веке, когда территории Атропатены и Кавказской Албании оказались в составе Сасанидского государства, обе вышеуказанные государственные образования вошли в одну административную единицу, которую Сасаниды называли Адурбадаганом. Позднее с приходом арабских завоевателей название этой территории стало звучать как Азербайджан.
Помимо этого, с 1145 по 1225 годы на территории сегодняшних Азербайджанской Республики и Республики Армения, а также Южного Азербайджана существовало государство Атабеков Азербайджана (Атабекан-и-Азербайджан).
В 1782 году Фатали хан Губинский, проводивший политику объединения азербайджанских земель, в письме использовал термин «азербайджанец» (Грамоты и другие исторические документы XVIII столетия, относящиеся к Грузии (с 1769 по 1801 год) / Под ред. А. А. Цагарели — СПб., 1902. — Т. II, выпуск II. — с. 22.).
Российский дипломат и писатель Александр Грибоедов в начале XIX века указывал на понятие «азербайджанец». В декабре 1827 года он писал: «Для удержания адербиджанцев от возмущений…» (http://feb-web.ru/feb/griboed/texts/varia/mjas_40.htm#@04). Тем самым, А.С. Грибоедов подтверждает, что в начале XIX века существовало понятие «азербайджанец» несущее в себе этнический смысл.
Термин «азербайджанцы», или «азербайджанские тюрки» был предложен в 1891 году либеральной газетой «Кешкюль» для обозначения народа, живущего по обе стороны ирано-российской границы. Известный общественный деятель того периода, журналист Мухаммед-ага Шахтахтинский выступал с тех же позиций в газете «Каспий». В конце XIX века этот термин начал распространяться среди населения Елизаветпольской губернии.
Русский исследователь В.Л. Величко в своей книге «Кавказ» отмечал: «Адербейджанцев называют татарами, но это совершенно неточно» (Величко В.Л. Кавказ. Русское дело и междуплеменные вопросы. С-Петербург, Типография Артели Печатного Дела, 1904, с.154).
На государственном уровне, то есть официально название народа «азербайджанские тюрки», отражающее тюркскую самоидентификацию этноса было принято с провозглашением Азербайджанской Демократической Республики в 1918 году.
Официально название народа продержалось также в Советском Азербайджане вплоть до 1936 года, когда, по распоряжению Иосифа Сталина и решению советского правительства, было заменено в СССР термином «азербайджанцы».
Абсурдным является также утверждение «Золотого пера Руси» о том, что «иранцы молчат, хотя их источники на фарси рассказывают о легендарном персидском архитекторе Кербалаи Сефихане, а музей истории в Шуши хранит культурные артефакты этой нации. Варварское поведение азербайджанцев их мало беспокоит как любую другую зрелую нацию с древней и богатой культурой». В таком случае, что же мешает Шуваевой-Петросян привести источники на фарси, о том, что родившийся в Шуше в 1817 году в период существования Карабахского ханства Кербалаи Сефихан Карабаги является «легендарным персидским архитектором»?
Неугомонная поэтесса демонстрируя «глубокие знания» отмечает, что «шушинские мечети построены именно по персидскому образцу – они представляют собой узкие цилиндрические кирпичные колонны, с винтовой лестницей внутри, балконом и конической крышей».
«На минаретах Нижней мечети – по окружности – на арабском языке многократно написано «Аллах», на отделке под балконом дата «1141». Тут возникает вопрос: согласно источникам, Нижняя мечеть построена в 1874-75 годах, но если переводить с Исламского календаря, который, в свою очередь, делится на солнечный и лунный, то получается следующая картина: 1762 год – исходя из солнечного календаря, 1729 – год исходя из лунного календаря. История Шуши, особенно за советский период, когда Нагорно-Карабахская автономная область входила в состав Азербайджана, неоднократно переписывалась и в большей степени подвеглась азербанизации. Не исключено, что мечеть была построена чуть ли не на столетие раньше и другим архитектором, так как Кербалаи Сефихан тогда еще не родился. Тем более, что имя архитектора на Нижней мечети нигде не значится», - пишет Шуваева-Петросян.
Благодаря деятельности Кербалаи Сефихана Карабаги карабахский регион получил единый тип мечетей с присущей только им организацией внутреннего пространства - членение каменными колоннами на двухэтажные галереи и использование купольными перекрытиями. Что же касается приведенных романтичной поэтессой дат (1762 или 1729 годы), которая почему-то полагает, что мусульманский календарь помимо лунного бывает и солнечным, то тут она откровенно лжет.
Шуша была основана в 1752 году создателем и первым правителем Карабахского ханства Панах-Али-ханом. Об этом факте свидетельствуют везирь Карабахского ханства и автор книги «История Карабага» Мирза Джамал Джеваншир Карабаги, а также написавший летопись «Гарабагнаме» Мирза Адыгезал бек Гарабаги.
Толком не владея темой Шуваева-Петросян несет откровенную ахинею, да еще и предлагает выход из «проблемного положения» в приглашении в Карабах граждан Ирана. «На мой скромный взгляд, выход из проблемного положения вижу таким: чтобы избежать соревнования по типу, кому принадлежит «толма-долма», нужно чаще приглашать, привозить, завлекать иранцев в Арцах, показывать им достопримечательности их культуры, проводить культурные мероприятия, выставки, а они за армян расскажут миру о «захватнической» политике азербайджанцев. И нужно бомбить все «википедии» правильной и достоверной информацией», - считает она.
Но прежде чем совершать подобное, этой особе все же не помешало бы разобраться в том вздоре, что она наплела…
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий