Политика присвоения
элементов культурного наследия соседних народов стала армянской традицией.
Проиграв битву за лаваш и долму, армянская пропаганда лелеет надежду, что
представит миру свое исконное национальное блюдо. Теперь она взялась за
лахмаджун. Недавно в армянских СМИ появилась информация о том, что лахмаджун
впервые в иорданскую столицу привезли спасшиеся
от «геноцида» в 1915 году армяне. Дальнейшее развитие событий вполне
прогнозируемо. В ход пойдут заявления гремящих кастрюльками кулинарных экспертов
о том, что именно армяне «научили» арабов готовить это блюдо. Благо арабы в
Армении не проживают и не могут возразить армянизации этого блюда.
Этот случай
напомнило событие, произошедшее в декабре 2017 года в Мадриде. В меню
армянского ресторана было включено хинкали и хачапури, что вызвало возмущение
грузинской общины Испании. По мнению местных грузин, эти блюда не должны впредь
подаваться в армянском ресторане, так как «армяне - цыгане, имеют привычку все
красть». Достаточно категоричное замечание, но живущие бок о бок с армянами
грузины и азербайджанцы знают, чем грешит этот народ.
Пока пробный шар с
лахмаджуном брошен, армяне продолжают представлять миру историко-культурное
наследие азербайджанского народа как свое. В частности, это касается ковров.
Так, недавно онлайн-издание Asbarez опубликовало статью под названием
«Обворовывая культуру: Азербайджан запустил кампанию по присвоению армянских
ковров». Само название статьи говорит за себя – армянская пропаганда обвиняет
власти Азербайджана в присвоении «армянских традиций» ковроткачества.
В качестве ответных
мер Армения намерена в этом году с помощью Смитсоновского института
(научно-исследовательский и образовательный институт в США и принадлежащий ему
комплекс музеев) провести фестиваль, посвященный армянскому искусству. На этом
фестивале в частности будет участвовать президент Ассоциации армянских ковров
Грач Козибеокиан, которому и отведена роль «разоблачителя азербайджанских
культурных притязаний».
В связи с этим
хотелось бы напомнить, что исследователь и основатель Американского института
персидского искусства и археологии Артур Апхем Поуп еще в 1925 году писал о
том, что нет никаких зарегистрированных в источниках данных о традициях
ковроткачества на территории Армении. Он также в работе «Мифы об армянских
драконовых коврах» отмечает, что нет никакого значимого доказательства в пользу
армянского происхождения драконовых ковров.
Есть еще один
американский ученый Чарльз Элис, автор книги «Драконовые ковры» также отмечал,
что «армянских ковров» не было в древности, а ковроткачество в Армении было
налажено в советский период, но при этом использовали азербайджанские
композиции.
Армянская пропаганда
представляет оккупированный азербайджанский город Шуша как центр армянского
ковроделия. Хотя российский исследователь Яков Зевгенидзе еще в начале в начала
XIX века отмечал, что в Карабахе армянки очень плохо ткут ковры, им этому надо
научиться у местных татар, то есть у азербайджанцев.
Здесь также уместно
напомнить о том, что в начале 2008 года азербайджанские специалисты доказали,
что выдаваемый в Киевском музее искусств за армянский ковер является образцом
азербайджанского ковроткачества XVIII века и принадлежит к группе газахских
ковров, известных под именем «Дагкесемен».
Хотя традиционное
азербайджанское искусство ковроткачества в 2010 году было внесено ЮНЕСКО в
Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества,
армянские фальсификаторы все еще продолжают преподносить азербайджанские ковры
как собственные.
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий