Нагло присваивающие
историко-культурное наследие и территории Азербайджана армяне оказались
обиженными на слова российских политического обозревателя Михаила Леонтьева и
ведущего Михаила Юрьева. Им не понравились выступления обоих Михаилов 26 апреля
и 3 мая на радио «Комсомольская правда», в которых они отозвались о событиях в
Армении и армянах.
В связи с этим Союз
армян России (САР) направил обращение в российскую Генпрокуратуру, в котором
отмечается, что гости передачи перешли все пределы журналистской и человеческой
этики, а также правовой и гражданской ответственности за свои поступки.
«Они (высказывания
— ред.) прежде всего должны оцениваться с точки зрения того вреда, который они
в конечном счете наносят интересам России, как относящимся к сфере национальной
безопасности, так и внешнеполитическим», - говорится в заявлении САР.
К процессу подключилось
и посольство Армении в России, разместившее на фэйсбук-странице заявление. «Несмотря на это, некоторые представители
российского общества, понятно с подачи каких сторон, решили вульгарнейшим
образом исказить суть внутриполитических событий в нашей стране и представить
их «в полностью выгодном» им свете, тем самым стараясь вбить клин между
Арменией и Россией.
Михаил Леонтьев и
Михаил Юрьев, ошибочно считающие себя экспертами по истории и армяно-российским
отношениям, не только перешли грань допустимого в своих высказываниях, но и
позволили себе говорить о целом народе и армяно-российских отношениях самым
циничным и оскорбительным образом.
Мы расцениваем
подобные высказывания как попытку разжечь ненависть к армянскому народу и
навредить армяно-российской дружбе и союзническим отношениям между двумя
странам.
Безусловно, можно
на все эти высказывания ответить таким же беспардонным образом, используя
оскорбления и похуже, но, к счастью, мы не "леонтьевы" и
"юрьевы", которым еще предстоит отвечать за каждое высказанное им
слово в адрес армянского народа. Уверены, что наши российские коллеги и
соответствующие органы РФ, куда мы уже обратились, дадут полную и объективную
оценку этим высказываниям", - говорится в заявлении.
В приведенном выше
тексте заявления посольства внимание привлекают слова «понятно с подачи каких
сторон». То есть, посольство Армении обвиняет российских экспертов в том, что в
эфире радио «Комсомольская правда» они сделали нелицеприятные для армян
высказывания с подачи Азербайджана.
Давайте же
рассмотрим, на что же так сильно обиделись армяне. Леонтьев отметил, что
«физически не было бы ни одного армянина и никакой Армении, если бы не мы! В
природе не было бы, не могло быть!». История подтверждает этот факт. Если бы не
Россия, то современной Армении не было бы на политической карте мира.
Оказавшись в составе Османской и Персидской империй, армяне за спиной своих
хозяев вели переговоры о приходе России на Южный Кавказ. Армянские купцы из
Персии даже подарили русскому царю Алексею Михайловичу алмазный трон, за что
они получили привилегию вести торговлю в России и через Россию с Западной
Европой.
В этот период
католикос Акоп Джугаеци обратился к царю Алексею Михайловичу, чтобы он
«соблаговолил оказать поддержку» армянам. В 1700 при дворе Петра İ появился
некий Израэль Орий (Ори). Он был членом делегации из семи человек, отправленной
католикосом Акопом Джугаеци в поисках зарубежной помощи для «освобождения армян
из-под иноземного гнета». Посетив Западную Европу и не заручившись поддержки, Орий
прибыл в Москву и предложил Петру İ совершить поход на Южный Кавказ, обещая
помощь со стороны армян.
Позднее армянин из
Хамадана Иосиф Эмин в ноябре 1761 года прибыл в Москву и был принят канцлером
Михаилом Воронцовым. Проект Иосифа Эмина о «создании объединенного
грузино-армянского государства под протекторатом могущественной Российской
империи как важного гаранта безопасности этих двух маленьких народов», вызвал
интерес у Воронцова. Императрица Елизавета одобрила проект, заметив, что
создание на Южном Кавказе армянского государства, особенно в условиях войны с
Османской империей имеет для России весьма важное значение.
Однако надежды
Эмина на создание «армяно-грузинского государства под протекторатом России»
потерпели крах из-за того, что царь Картли-Кахетии Ираклий II не захотел ради
армян пойти на конфликт с Османской империей.
Через несколько лет
в 1769 году владелец ткацкой мануфактуры в Астрахани, армянин Моисей Сарафов
(Мовсес Сарафян) совместно с группой состоятельных армян представил в Коллегию
иностранных дел России проект «освобождения Армении» и «создания армянского
государства под протекторатом России».
Переехавший из
Персии в Россию армянский торговец Иван Лазаревич Лазарев (Ованес Агазарович
Лазарян) в 1774 году был назначен императрицей Екатериной II советником по
восточным делам. Он вместе с духовным предводителем российских армян
архиепископом Иосифом Аргутинским-Долгоруким принимал участие в разработке
проектов создания под покровительством России армянского государства. Аргутинский
и Лазарев разработали проект заселения армянами земель на Северном Кавказе и в
Крыму, незадолго до этого захваченные Российской империей.
В начале 70-х годов
XVIII века в Мадрасе (Индия) под руководством Шамира Шаамиряна действовала
группа, пропагандировавшая создание армянского государства. Шаамиряном был
подготовлен проект, посвященный вопросам политического устройства этого
государства: во главе будущего независимого армянского государства должен
стоять царь, оно подписывает вечный договор с Россией и открывает постоянное
представительство в Петербурге. Им был также составлен «проект
русско-армянского договора» из 17 пунктов. Проект предусматривал размещение на
территории предполагаемого армянского государства 6-тысячного российского
войска.
Согласно проекту
Аргутинского правители предполагаемого армянского государства по происхождению
должны быть армянами и принадлежать к армянской григорианской церкви; для
защиты армян на территории государства в течение 20 лет размещаются русские
войска; армянское государство обязуется воспринимать друзей России как своих
друзей, врагов России – как своих врагов; по требованию императора армяне
предоставляют России 6-тысячное войско; император России признает армянское
правление как армянское государство с открытием его посольства в Петербурге.
Как видно, оба проекта по созданию армянского государства планировались
осуществить при военной помощи Российской империи. Но России не удалось во
второй половине XVIII реализовать колониальные замыслы на Южном Кавказе, а
потому проекты создания армянского государства потерпели неудачу.
В первой трети XIX
века Российская империя выиграв две войны с Персией, смогла завладеть
территорией Южного Кавказа. Захват Российской империей Нахчыванского и
Иреванского ханств была воспринята армянскими лидерами как шанс для реализации
их давнего плана создания на Кавказе армянского государственного образования —
в форме административной единицы в составе России. Однако Россия, организовав
массовое переселение армян из Османской империи и Персии на азербайджанские
земли, не посчитала нужным передать местное управление самим армянам.
После заключения 10
февраля 1828 года Туркменчайского договора российский император Николай I
подписал 21 марта того же года указ, в котором сказано: «Согласно договору,
заключенному с Ираном, повелеваю Эриванское и Нахчиванское ханства,
присоединенные к России, отныне именовать Армянской областью и включить в наш
титул. Об устройстве этой области и положениях ее управления высший сенат
получит необходимые указы в свое время».
Еще до подписания
этого указа чиновник по особым поручениям при шефе корпуса жандармов Российской
империи армянин Христофор Лазарев 25 декабря 1827 года подал проект под
названием «Некоторые предположения о Грузии и сопредельных ей областях».
Лейтмотивом его являлась мысль о «возрождении армянского царства» в составе
Российской империи. После подписания Туркменчайского договора последовала новая
записка Лазарева Николаю I, которая уже более детально поясняла русскому царю
истинные желания армян. В ней Лазарев предлагал Николаю I принять титул царя
Армении, «дабы возбудить армянский народ к большему водворению в Россию,
особенно в новопокоренные области».
В середине апреля
1828 года Лазаревым была подготовлена записка «О мерах водворения гражданского
и церковного порядка в Армянской области». Проект предусматривал увеличение
население Армянской области до 100-200 тыс. армян и создание местного войска.
Затем, 19 июня 1829 года Лазарев составил записку «Предположения касательно
Армении». В интересах Армянской области и армянских общин России предлагалось
«начертать правила и постановления, взаимовыгодные для империи и для целой
нации».
В то же время
царское правительство активно переселяло в регион армян. Как отмечал русский
журналист Николай Шавров в результате этих переселений в начале XX столетия из
1,3 миллиона армян, проживающих в Закавказье, более миллиона не являлись
коренным населением, а были переселенцами.
Однако созданная
Россией административная система вызывала серьезное недовольство населения.
Поэтому с целью избежать волнений российское правительство стало готовить
административную реформу. 10 апреля 1840 года император Николай I подписал указ
«Учреждения по управлению Закавказским краем», согласно которому Армянская
область была упразднена.
Позднее, создав в
1918 году свое государство, армянские шовинисты стали предъявлять
территориальные претензии к соседним странам – Азербайджану, Турции и Грузии. В
этот период интересы дашнаков, планировавших создать «великую Армению» с помощью
какой-либо могущественной державы совпала с планами президент США Вудро
Вильсона. Американский президент стал инициатором создания огромного армянского
государства с выходом к Черному морю и с включением в него значительной части
территории Турции, потерпевшей поражение в Первой мировой войне.
22 ноября 1920 года
Вудро Вильсон подписал «Решение президента Соединенных Штатов Америки о границе
между Турцией и Арменией, выхода Армении к морю и демилитаризации турецкой
территории, прилегающей к армянской границе». Однако Сенат США после
длительного обсуждения отклонил предложение Вильсона о принятии мандата на
Армению.
Армяне, не
дожидаясь этого арбитражного решения, решили раньше времени начать захват
земель, которые планировалось им передать по Севрскому договору. Турецкая армия
быстро нанесла сокрушительное поражение захватчикам. К 22 ноября 1920 года
Армения как государство де-факто перестала существовать. Страна была вынуждена
подписать унизительный Александропольский договор, по которому становилась
зависимой территорией Турции. Приход Красной армии и провозглашение Советской
Армении спасли армян от турецкого ига.
С учетом
вышеприведенного трудно не согласится со словами Леонтьева о том, что
«физически не было бы ни одного армянина и никакой Армении, если бы не мы!
(Россия – ред.)». Эту правду посольство Армении посчитало циничной и
оскорбительной, так же как и то, что эта страна исторически, политически,
физически и материально является обременением для России с самого начала.
Сегодня границу Армении с Турцией охраняют российские пограничники, а в стране
расположена 102-я военная база. Это говорит о том, что армяне в душе сами
понимают, что Леонтьев прав.
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий