Дьявол кроется в деталях
На российском портале «Кавказская политика» вышел репортаж
ставропольского журналиста Антона Чаблина «Завтрашний день Заратустры» (http://kavpolit.com/articles/zavtrashnij_den_zaratustry-14717).
Этот репортаж, написанный на основе виртуальной пресс-конференции
дискуссионного клуба «Мысль», посвящен талышам. При этом автор отмечает,
что данное мероприятие, на которое он был приглашен в качестве
политического обозревателя, провели «лидеры национального движения
талышей»: председатель одноименного движения Алиакрам Гумматов,
председатель Комитета защиты прав талышского народа Сабарз Мерд и
главный редактор информационного агентства TolishPress.org Кахин
Мирзализода.
А.Чаблин, известный российскому читателю как автор критических статей,
посвященных общественно-политической жизни Северного Кавказа, осуждающих
исламофобию и ксенофобию, в антиазербайджанских настроениях не был
замечен. Разве, что недавно обвинил азербайджанские СМИ в предвзятости в
освещении убийства в Минеральных Водах армянами российского спецназовца
Дмитрия Сидоренко.
Вполне понятно, что подобная тематика была нова для Чаблина. В его
репортаже имеются многочисленные неточности, что говорит о его
неподготовленности и малоосвещенности в этом вопросе.
Так, Чаблин приводит слова Кахина Мирзализода о том, что только в
Азербайджане говорящих на талышском (или знающих родной язык) более
одного миллиона, идентифицирующих себя как талыши – 1,5 миллиона, а
имеющих талышские корни во втором и третьем колене – до 2,5 миллиона (то
есть четверть населения). Подобная «статистика» не имеет под собой
никаких конкретных фактов в виде опросов, переписи и иных документов.
На основе слов Мирзализода, в репортаже отмечается, что наименее остро
«талышский вопрос» стоит в Иране, где проживают до 400 тысяч
представителей этого народа. При этом в качестве примера государственной
поддержки по сохранению талышского языка и культуры в Иране указывается
то, что Тегеран в одностороннем порядке отменил визы для жителей
Азербайджана. Довольно-таки странное аргументирование политики иранских
властей: чтобы поддержать талышей упрощают визовый режим.
Далее Чаблин утверждает, что «в Иране есть возможность вынести эту
дискуссию даже на парламентский уровень: в Исламском консультативном
совете Талышистан представляют три депутата, которые реально занимаются
проблемами региона - в частности, созданием отдельного телеканала на
талышском языке».
Политическая система Ирана не предусматривает избрание в парламент
депутатов, представляющих национальные меньшинства страны. Только лишь
представители религиозных меньшинств (зороастрийцы, иудеи, христиане
(армяне, халдеи и ассирийцы)) могут избирать по одному депутату. Помимо
этого, в Иране осуществляется политика ассимиляции национальных
меньшинств, что можно наблюдать на примере местных азербайджанцев. С
чего вдруг персидские националисты должны оказывать внимание к проблемам
талышей? Из-за того, что они являются ираноязычным народом? Тогда
почему подобного отношения нет к белуджам или курдам? Ведь они тоже
являются ираноязычными народами.
Незнакомый со спецификой «талышского вопроса» Чаблин утверждает, что в
Азербайджане появилось интернет-телевидение ТМВ («Толышыстони Миллийа
Виндəсəдо») и интернет-радио «Голос Талышистана». Оба вышеназванных
интернет-ресурса созданы армянскими спецслужбами для подрывной
деятельности и функционируют с оккупированных территорий Азербайджана.
Эти проекты служат не для развития талышского языка и культуры, а
внесения раскола между талышами и азербайджанцами, а также подрыва
азербайджанской государственности. Стоит только ознакомиться с
содержанием вещаемых передач на ТМВ и «Голос Талышистана».
Уделено внимание и попытке создания на территории Азербайджана
Талыш-Муганской автономной республики. «В 1993 году, после распада СССР и
объявленного Ельциным «парада суверенитетов», на территории
современного Азербайджана попытались создать Талыш-Муганскую автономную
республику. Просуществовала она всего два месяца. Впрочем, этого времени
хватило, чтобы руководство республики официально обратилось в исполком
СНГ с просьбой принять ее в эту организацию как полноправного члена», -
отмечает Чаблин.
Неплохо было бы автору ознакомиться с историей Азербайджана этого
периода, чтобы понять, что провозглашение Талыш-Муганской Автономной
Республики Аликрамом Гумматовым представляло собой не попытку талышей
создать собственное государство, а было результатом борьбы за власть
группы военных. Авантюра Гумбатова скоро провалилась – местное население
изгнало сепаратистов. Даже сами талыши всерьез не восприняли идею
создания собственного государства. Настолько они считают себя тесно
связанными с азербайджанцами, что даже в период существования
сепаратистского режима и в последующем никакого этнического
противостояния не было замечено.
И поэтому всерьез воспринимать слова А. Гумматова сказанные в репортаже
Чаблину никто в Азербайджане не станет: «Талышский народ сейчас борется
за свое существование против скрытой политики ассимиляции: каждый талыш
ограничен даже в простом праве использовать родной язык, зарабатывая на
хлеб для себя и своей семьи, для устройства своей жизни, или в своих
общественно-политических отношениях».
Талыши достаточно широко представлены в общественно-политической жизни Азербайджана, некоторые даже избраны в парламент страны.
Еще одна неточность присутствует в репортаже, касаясь бывшего редактора
газеты «Толыши садо» Гилала Мамедова. Он представлен как лицо, певшее
мейхану «Ты кто такой? Давай, до свидания!». Дело в том, что Г.Мамедов
стал популярен, после того как разместил видеоролик в YouTube мейхану
«Ты кто такой? Давай, до свидания!», который спели братья Интигам и
Эхтирам Рустамовы. Г.Мамедов был осужден 27 сентября 2013 года к пяти
годам лишения свободы по обвинению в хранении наркотиков,
государственной измене и разжигании национальной ненависти.
Говорят, что дьявол кроется в деталях. И иногда незначительная деталь
может уничтожить множество убеждений. За все время своей деятельности
талышские сепаратисты не смогли убедительно доказать, что они служат
интересам талышей, а не враждебной Азербайджану Армении, проводящей
съезды талышоведов и организующей проекты наподобие ТМВ и «Голос
Талышистана». В этом направлении армяне гораздо активнее, чем сами
талыши. И всем давно понятно, откуда растут уши. А автору репортажа
Антону Чаблину я дам дружеский совет: Прежде, чем идти на мероприятие и
писать репортаж, было бы неплохо навести справки и разобраться в теме.
От ошибок не застрахован ни один журналист. Но это не дает право
представлять свой материал в однобоком свете, что может навести на
определенные мысли.
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий