четверг, 19 марта 2015 г.

Нахчыван должен был начать наступление на Ереван…

С такой логикой не спешите стучать по столу кулаком от досады, господин Искандари

 

Дискуссия, начавшаяся с ответа (http://www.vesti.az/news/240813) на статейку Рустама Искандари (http://tolishpress.org/news/3075.html), до глубины души оскорбленного моим пожеланием российскому журналисту Антону Чаблину (http://vesti.az/news/240170), вылилась в очередное словоблудие под названием  «Спасет ли слепота Азербайджанскую Республику?» (http://tolishpress.org/news/3080.html).

Хотя, по словам Искандари, дискуссия с представителями азербайджанской агитпропаганды на тему прав коренных народов невозможна и бессмысленна, чтобы мое молчание не было превратно истолковано, да еще со стороны бывших обитателей Гянджи и злачного квартала в Барселоне (догадаются сами, кого я имею в виду), я отвечу горластому сепаратисту. Отмечу, что после этой публикации я больше не буду отвечать на выпады Искандари, так как считаю ниже достоинства реагировать на графомана, чей интеллектуальный уровень не возвышается даже над табуреткой.

Древнегреческому философу Гераклиту принадлежит афоризм: «Если бы у слепого спросили, что такое зрение, то он ответил бы, что это слепота». В качестве контраргумента относительно численности талышей, Искандари привел различные данные из документов 19-20 веков.

Так, одним из последних документов Искандари привел данные АЗУНХУ (Азербайджанское управление народно-хозяйственного учета) на 5 апреля 1931 года, согласно которому талышей было 89 тыс. 398 человек (Миллер Б.В. Талышский язык. М., 1953. С. 9 - https://books.google.az/books?id=54L-AgAAQBAJ&printsec=frontcover&dq=inauthor:%22%D0%91.+%D0%92.+%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%80%22&hl=ru&sa=X&ei=SCgHVaXxLKv7ygPT-4KIBA&ved=0CBsQ6AEwAA#v=onepage&q&f=false).  

Далее он отметил, что перепись населения СССР 1937 года, результаты которой были засекречены по прямому указанию Сталина, выявила, что численность талышей составляет 99 тыс. 244 человек (В.Б. Жиромская, И.Н. Киселев, Ю.А. Поляков. Полвека под грифом секретно. Всесоюзная перепись населения 1937 года. М.: Наука. 1996. С. 86 - http://old.istmat.info/files/uploads/31167/zhiromskaya._polveka_po_grifom_sekretno.pdf).

«А уже через два года, во время переписи населения 1939 года численность талышей “неожиданно”  уменьшилась и составила 87.510 человек», - пишет он. То есть, если отталкиваться от цифр, озвученных по данным АЗУНХУ (1931 год) и переписи СССР 1937 года, то в среднем каждый год численность талышей увеличивалась примерно на 1500 - 1600 человек.

Взяв за основу это, мы получим  цифры, которые раздосадуют Искандари, К.Мирзализода, Ф.Абосзода, А.Гумматова и прочую шушеру. Итак, естественный прирост талышей за 72 года, то есть до 2009 года, должен составить 115 тыс. человек. То есть, в общей сложности (без учета сталинских репрессий, ВОВ, смешанных браков и естественной ассимиляции), на 2014 год численность талышей составляет чуть более 200 тысяч. Надеюсь, понять эти несложные, хоть и приблизительные подсчеты для вышеперечисленных господ, претендующих на звание «лидеров талышского движения» не составит особого труда. Этот подсчет даже не близок к скромному показателю сепаратистов о численности талышей – 500 тыс., не говоря уже о 2,5 млн.

Чтобы поставить окончательную точку в расхожее клише о якобы занижении официальной статистикой Азербайджана численности талышей приведу еще один факт.

В 1999-2001 годах американский ученый Джон Клифтон (John M. Clifton) провел исследования в Азербайджане. В 2002 году в Бостоне вышла его двухтомная книга под названием «Studies in Languages of Azerbaijan», где отражены результаты этих исследований. Там изучены языки народов Азербайджана, включая талышей. Согласно этому исследованию талышей насчитывается около 500 тыс. человек. Этот показатель вполне устраивает талышских сепаратистов, которые при каждом случае апеллируют этой цифрой. 

Исследователь на основе информации полученных от жителей талышонаселенных селений и собственных подсчетов (в каком-то селе проживает столько-то талышей, а этих населенных пунктов по южному региону столько-то приводит их приблизительное количество). Так, в работе Джона Клифтона  «Do the Talysh and Tat Languages Have a Future in Azerbaijan?» (http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.366.5856&rep=rep1&type=pdf) ученый приводит подробности процесса изучения социолингвистической ситуации: «В 1999 и 2000 годах, я направил группу исследователей, которые изучали социолингвистические ситуацию в обеих языковых общин (талышей и татов). Мы совершали первоначально одно-двухдневные поездки в тринадцать талышских селений в августе - сентябре 1999 года, и до девяти татских деревень в июле 2000 года. А в сентябре - октябре 2000 года продолжительность дней пребывания увеличилась до 4-5 в четырех талышских селах и четырех татских деревнях».

То есть, исследование проводилось в 17 талышонаселенном селе и на его основе выдается численность в 500 тыс. человек. А численность талышей в городе Сумгайыт (80 тыс. человек) была определена Клифтоном на основе данных полученных от респондентов-талышей.

Вывод о том насколько подобный подход соответствует выявлению истинного количества талышей в Азербайджане, пусть читатель сделает для себя сам. Лично для меня ясно, что показатель численности талышей в полмиллиона человек взят из воздуха.

Но, не спешите стучать по столу кулаком от досады, господин Искандари. Все интересное еще впереди.

В своей статейке вы адресовали мне множество нелепых вопросов, которые свидетельствуют о том, что вопрошающий, мягко говоря, обладает недалеким умом. Большинство из них веют привычной для вас демагогией на уровне базарного зазывалы, что даже не хочется отвечать на них. Но на некоторые из них я отвечу, чтобы читатель окончательно убедился в том, что вы из себя представляете. 

В Азербайджане на должном уровне уделяется внимание развитию талышского языка, его преподают в средних школах, выходит художественная литература на талышском языке, даже научные монографии. На государственном радио дважды в неделю (по средам и четвергам) выходит программа на талышском языке. Многие ученые советского и современного Азербайджана писали и пишут многочисленные труды по изучению талышского языка. Подобного отношения нет в соседнем Иране. И если вы утверждаете, что в Иране действуют телеканалы и радиостанции на азербайджанском языке, то требуйте этого и для талышского языка у официального Тегерана, а не у Азербайджана.  

Также как и с вопросом создания провинции Талышистан, раз в Иране существуют две провинции с названием Азербайджан (Западный и Восточный). Территориально-административное устройство Азербайджана состоит из районов, а не провинций. И требовать создания в Азербайджане Талышской провинции, равносильно требованию, скажем, назвать в Харькове какую-нибудь улицу Талышской, приведя в качестве довода факт наличия в этом городе улицы по названию Азербайджанская.

Когда чрезвычайная сессия Верховного совета Нахичеванской АССР приняла постановление о выходе из СССР (а это произошло 19 января 1990 года, а не 9 января как вы указали) Гейдар Алиев был в Москве. На чрезвычайной сессии под председательством главы Верховного совета Нахичеванской АССР Сакины Алиевой было принято решение с целью защиты суверенитета и территориальной целостности автономной республики, руководствуясь Карсским договором 1921 года, выйти из состава СССР. Причиной этого шага стала военная агрессия Армении, которая 18-19 января 1990 года захватила село Кярки.

Конечно, вы ничего не слышали о такой форме государственного устройства как сложное унитарное государство, иначе не задали бы мне очередной глупый вопрос: «Как АР может быть “унитарным государством”, если в ее составе существует Нахичеванская автономная республика?».

Режим прекращения огня между Нахчываном и Арменией, который вы называете сепаратным миром, был заключен с целью обезопасить население автономной республики от ежедневных обстрелов со стороны армянской армии. Эта была вынужденная мера в силу того, что Нахчыван не имеет границы с Азербайджанской Республикой. Согласно вашей логике, Нахчыван в ответ на захват Арменией Нагорного Карабаха и 7 близлежащих районов, практически не имея армии, должен был начать наступление на Ереван. Это была бы уже агрессия против соседнего государства, а не восстановление территориальной целостности Азербайджана со всеми вытекающими последствиями. Надеюсь, разницу уловите. В ваших словах промелькнула истина, которая не понравится вашим армянским друзьям – вы хоть и косвенно, но признаете, что Армения осуществляет агрессию против Азербайджана, в то время как армянская пропаганда пытается преподнести оккупацию 20% азербайджанской территории в качестве «результата национально-освободительного движения народа Карабаха».  

Правительство Азербайджана предлагает армянам Нагорного Карабаха самую высокую форму национально-культурной автономии на определенной территории (то есть в Нагорном Карабахе), где армяне будут проживать наряду с возвращенными азербайджанцами, в качестве урегулирования конфликта. По существу карабахские армяне обладали этими правами в советский период. Да и то, этот статус будет определен на основе итогов референдума.

Что касается якобы провозглашения талышами автономии, то еще раз повторюсь: идея создания «Талыш-Муганской автономной республики» не получила поддержку большинства населения южных районов Азербайджана, которое изгнало сепаратистов. Вы утверждаете, что «созыв Меджлиса Талыш-Муганской автономной республики» прошел по свободному волеизъявлению, что даже существуют видеокадры. Но при этом сепаратисты до сих пор почему-то скрывают от общественности эти видеокадры, хотя за это время они уже успели создать свое интернет-телевидение.

В своей статейке вы привели множество документов о населении Ленкоранского уезда Бакинской губернии, и соответственно вам не составит большого труда узнать численность русских колонистов на Мугане в начале ХХ века. Истоки «возрождения государственности Талышистана» ваш единомышленник Фахраддин Абосзода относит к периоду существования Муганской советской республики.

Если вы подробнее ознакомитесь с историей появления этой республики и этническим составом ее руководства (за исключением Ширали Ахундова и Мамеда Исрафилбекова (Кадирли)), то поймете, что талышским это государственное образование не являлось даже априори.

Находясь в плену многочисленных заблуждений, вы совершаете множество ошибок. Не путайте Гегеля с Гоголем. Кстати у Гегеля есть прекрасные слова о таких как вы: Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.

Заур Нурмамедов

Комментариев нет:

Отправить комментарий