На днях уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова отметила, что в некоторых странах бывшего СССР, в частности в Армении, сворачивают обучение на русском языке. И тут же на это высказывание отреагировала газетенка армян России «Еркрамас». Ответ под авторством Валерии Олюниной был очень оригинален. Сия особа, то ли писательница, то ли журналистка, которую вдобавок армянские СМИ считают известной, вероятно потому, что она еще и главный редактор сайта Армянского музея Москвы, обвинила в сокращении ареала знания русского языка…. Россию.
Дескать, по мнению ряда специалистов, чьи имена не приводятся в писанине Олюниной и занимающихся информационной безопасностью Армении, большие репутационные потери Россия получила «благодаря» индифферентности и очень поверхностной деятельности государственных структур, представляющих РФ в РА.
По ее мнению, в частности, интеллигенция, заинтересованная в сохранении русского языка в Армении, считает, что Россия очень вяло позиционирует себя через «Россотрудничество» и Фонд «Русский мир». Пользуясь случаем Олюнина не забыла упомянуть армянские газеты, издающиеся на русском языке - «Новое время», «Голос Армении» и «Литературная Армения», которые, по ее словам, нуждаются в систематической поддержке России.
Иными словами, для развития русского языка в Армении нужна финансовая помощь России. Хотя если Олюнина посетила бы Азербайджан, то воочию убедилась в том, что для развития русского языка в другой стране вовсе и не нужна финансовая поддержка России. Здесь сотни школ, в которых ведется преподавание на русском языке, не говоря уже о вузах. И все потому, что родители свободны в выборе языка, на котором они хотят, чтобы их дети учились в школе. Чего не скажешь об Армении.
Согласно закону о языке, принятому в 1993 году, в Армении нет государственных средних школ с русским языком обучения. В качестве альтернативы для детей с гражданством других стран или принадлежащих к национальным меньшинствам в нескольких школах страны действуют русские классы, где на армянском языке преподается лишь несколько дисциплин.
Отбор детей в русские классы производится в министерстве образования и науки Армении. Для того, чтобы ребенок мог учиться на русском, один из его родителей должен не быть этническим армянином, или же иметь гражданство одной из стран СНГ. Как видно, большинство граждан Армении лишены возможности отдавать своих детей в школу с русским языком обучения.
Суть проблемы, озвученной Татьяной Москальковой, заключена в проводимой в Армении государственной политике в сфере образования, ограничивающей развитие русского языка. Но Олюнина видит проблему всего лишь в недостатке финансирования со стороны России. Ну это вполне понятно. В малопонятной для нее сфере образования Армении она нащупала знакомую и близкую к себе тему – финансы. Благодаря финансовой поддержке армянской диаспоры она издает свои произведения. Вдобавок получила еще и синекуру – должность главного редактора Армянского музея Москвы.
Ее писанина о «вине» России за то, что в Армении так плохо с русским языком, продолжилась трепетными оргастическими вздохами о ситуации в Карабахе.
По ее словам, на оккупированных азербайджанских территориях действует частный вуз - Университет Месроп Маштоц, в котором обучение ведется исключительно на русском языке. Олюнина также радостно заявляет о том, что русский язык считается базовым и в «Арцахском государственном университете». Упоминает она и единственную русскую школу № 3 в Ханкенди.
Отметим, что набор учеников в эту школу проводится в соответствии с вышеприведенным законом «О языке». Учитывая, что русскоязычная община в Карабахе представлена из около 200 человек, то можно предположить, что в школе № 3 обучается малое количество учеников и их число будет снижаться с каждым годом. О снижение рождаемости на оккупированных территориях Азербайджана можно судить по школьной статистике за последние три года. Так, в 2018 году в первый класс пошли 2441 детей, в 2017 - 2503, а в 2016 – 2578.
Но Олюнину не волнует эта статистика. Она жаждет, чтобы Россия оказывала поддержку Армении, чтобы последняя развивала русский язык. Как-то в своем интервью она отметила, что хочет, чтобы «русские осознали, что с армянами мы будем либо жить, либо умирать, ведь мы, в некотором смысле, уже срослись». Но судя по ситуации с русским языком в Армении, что-то не так срослось.
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий