Реализация Азербайджаном крупных региональных энергетических и
транспортных проектов вызывает со стороны Армении крайнее беспокойство. Как
известно, власти Азербайджана уже сообщили, что официальное открытие железной
дороги Баку-Тбилиси-Карс запланировано на 30 октября текущего года.
По мере приближения этой даты в Ереване усиливается ажиотаж. На днях
издание Sputnik Армения опубликовало материал, посвященный столь значимому для
региона проекту, в стороне от которого остался Ереван.
В статье под названием «Ереван - кость в горле у Баку, или Кому выгоден
проект Баку-Тбилиси-Карс?» подчеркивается, что к заявлениям главы МИД
Азербайджана Эльмара Мамедъярова о том, что железная дорога будет запущена в
конце октября, в Ереване относятся скептически. «Дата не раз анонсировалась
экспертами, участниками проекта в предыдущие годы, но потом пересматривалась»,
- отмечает армянское издание.
Однако, при подготовке этой статьи был упущен из виду важный момент - в
июле текущего года запустили первый тестовый поезд из Турции в Грузию по линии
Баку-Тбилиси-Карс. Как заявил тогда в беседе с прессой председатель ЗАО
«Азербайджанские железные дороги» Джавид Гурбанов магистраль уже готова к
эксплуатации.
Но не участвующей в этом проекте Армении кажется, что эта
железнодорожная магистраль даже и не проложена. По крайней мере, такое ощущение
складывается при прочтении опубликованной на Sputnik Армения статьи.
Армянское издание приводит мнение научного сотрудника Центра
региональных исследований Академии госуправления Армении, эксперта по вопросам
Грузии Джонни Меликяна о проекте Баку-Тбилиси-Карс.
По мнению эксперта, проект Баку-Тбилиси-Карс изначально был направлен
на изоляцию Армении. Меликян уверен, что шансы Еревана стать участником проекта
минимальны, но вместе с тем Армении нужно будет в максимально сжатые сроки
реализовать все ранее задуманные энергетические, транспортные, инфраструктурные
проекты с Ираном и Грузией, чтобы свести к минимуму риск возможной блокады,
связанный с запуском железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.
«Речь идет в первую очередь о завершении строительства автомобильной
магистрали «Север-Юг» по территории Армении, соединяющей Грузию с Ираном через
территорию Армении», - отмечает Меликян, выразив уверенность, что эта
автомобильная дорога компенсирует
возможные издержки от реализации проекта Баку-Тбилиси-Карс.
Но этот горе-эксперт, комментируя столь важную тему, все же упускает из
виду значимые детали, которые делают его заявления смехотворными. Еще в марте
текущего года на заседании правительства Армении премьер-министр Карен
Карапетян заявил, что на тогдашний момент проложены только 35 из 556 километров
автомагистрали «Север-Юг» и на это потрачено 70 миллионов долларов. А для
полного завершения автомагистрали необходимо 1,5 миллиарда долларов.
Таким образом в качестве противовеса железной магистрали
Баку-Тбилиси-Карс Армения выдвигает автомагистраль «Север-Юг», который должен
связать транспортный коридор «Персидский залив-Черное море». Но при этом
Армения за пять лет смогла построить только 35 километров автомагистрали
«Север-Юг».
В этом контексте с учетом того, что данная магистраль нужна только
самой Армении, очень туманной выглядит возможность найти 1,5 миллиарда долларов
для полного завершения автомагистрали, которая к тому же должна составить
конкуренцию железнодорожному сообщению Баку-Тбилиси-Карс. Не говоря уже о том,
что перевозки железными дорогами обходятся намного дешевле, чем автоперевозки.
Так в чем же заключается смысл заявлений эксперта, если он не разбирается в
таких деталях?
Вместо подобных вопросов издание, пытается навязать читательской
аудитории ложную мысль. «Магистраль «Север-Юг» играет важную роль и в
отношениях Армении и Ирана. Об этом в последние годы не раз заявляли иранские
власти, выражая при этом готовность к сотрудничеству в формате строительства
армянского участка железной дороги в рамках проекта МТК «Север – Юг». Ереван
видит себя в этом проекте в качестве связующего звена коридора «Персидский
залив-Черное море». Иранская сторона понимает, что Ереван, в отличие от Баку,
более надежный партнер, но будет ли он думать так завтра? В "гонке"
за Иран, особенно на фоне запуска Баку-Тбилиси-Карс, Азербайджан может
опередить Армению», - выражает свои опасения издание.
От себя можно отметить, что Азербайджан уже опередил Армению, поставив
большой крест над идеей реализацией автомагистрали «Север-Юг», не говоря уже о
перспективах строительства армянского участка железной дороги. Необходимая
сумма для реализации автомагистрали
«Север-Юг» - 1,5 миллиарда долларов, составляет свыше половины государственного
бюджета Армении. От этой исходной и важной составляющей и нужно было
отталкиваться армянскому изданию. У Армении нет денег, чтобы самостоятельно
реализовать транспортные проекты, которые позволят ей ослабить блокаду со
стороны Азербайджана и Турции.
Успешная реализация проекта Баку-Тбилиси-Карс оставляет эти нереальные
мечты Армении на бумаге. Железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс также
является частью более грандиозного проекта по соединению железных дорог Южного
Кавказа с Европой через Турцию. По программе развития железных дорог Турции
построен подводный железнодорожный тоннель Мармарай под проливом Босфор в
Стамбуле, что обеспечивает прямую связь с общеевропейской сетью железных дорог.
Также в контексте проекта планируется, строительство железной дороги из Карса в
Нахчыван. В перспективе, с выполнением проектов скоростного сообщения, проект
Баку-Тбилиси- Карс станет частью железнодорожного скоростного коридора
Европа-Кавказ-Азия.
Для Армении данная железнодорожная магистраль является еще одним
доказательством того, что эта страна стала заложницей выбранного
внешнеполитического пути. Военная агрессия против Азербайджана, приведшая к
оккупации 20% азербайджанской территории, территориальные претензии к Турции
вкупе с обвинениями в «геноциде армян» сделали Армению страной-изгоем в
регионе. Именно подобная политика и лишила Армению участия в крупных
энергетических и транспортных проектах региона. Но армянское издание также как
и эксперты за деревьями не увидели леса…
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий