Этот шаг проделала и соседняя Грузия, страдающая так же, как и
Азербайджан от проявлений сепаратизма. В отличие от Азербайджана и
Грузии, Армения отмалчивается. На прошлой неделе провластный новостной
портал news.am даже опубликовал новость с красноречивым заголовком «В
тисках «комплекса территориальной целостности»: Грузия осудила
каталонцев». В этой новости отмечается, что правительство Грузии твердо
поддерживает суверенитет и территориальную целостность Королевства
Испания в его международно-признанных границах и рассматривает Каталонию
как неотъемлемую часть Испании. При этом редакция news.am решила
съехидничать и добавила в конец новости предложение о том, что «намерено
ли руководство Грузии поделиться с Мадридом многолетним неудачным
опытом восстановления территориальной целостности не уточняется» (https://news.am/rus/news/418033.html).
Подобное отношение армянской прессы к событиям в Каталонии объясняется
через призму нагорно-карабахского конфликта. Сейчас Армения, также как и
во время проведения в Шотландии референдума, затаив дыхание следит за
реакцией международного сообщества, втайне надеясь найти прецедент и
единомышленников в деле признания созданного в оккупированном у
Азербайджана Нагорно-карабахском регионе сепаратистского режима в
качестве независимого государства.
И открытая поддержка армянских сепаратистов своим каталонским собратьям
была вполне ожидаемой. Так, «Управление информации и по связям с
общественностью мид нкр», распространило сообщение в поддержку
Каталонии. В тексте отмечается, что «в соответствии с рядом
основополагающих документов ООН международное сообщество взяло на себя
обязательство поощрять осуществление права народов на самоопределение и
уважать это право».
«Считаем важным, чтобы разрешение политического кризиса между
Барселоной и Мадридом было достигнуто исключительно мирными средствами,
путем диалога. В этой связи необходимо напомнить, что именно отказ
Азербайджана признавать право народа Арцаха на самоопределение и
использование официальным Баку силовых методов для решения политических
вопросов перевели азербайджано-карабахский конфликт в военную
плоскость», - говорится в сообщение․
Данное заявление сделано в духе армянского видения нагорно-карабахского
конфликта. Для того, чтобы определенная общность обрела независимость
посредством референдума и была признана международным сообществом в
первую очередь необходимо соответствие данного волеизъявления
конституции страны и международному праву.
Самопровозглашенное отделение Карабаха от Азербайджана и одностороннее
провозглашение независимости противоречат как праву наций на
самоопределение, так и принципу территориальной целостности. Проведенный
армянскими сепаратистами 10 декабря 1991 года «референдум» абсолютно не
имел под собой правовой базы, так как к тому времени Закон СССР от 3
апреля 1990 года, которым сепаратисты пытались оправдать свой
«референдум», уже утратил свое действие. К тому же в этом «референдуме»
не приняли участия азербайджанцы, проживающие на территории Нагорного
Карабаха. Не существует никакого «народа Арцаха». В нагорно-карабахском
регионе Азербайджана проживают этнические армяне. Этот этнос уже
реализовал принцип самоопределения наций путем создания своего
государства – Республики Армения.
Не следует упускать из виду, что нагорно-карабахский конфликт начинался
с требования армянского населения Нагорного Карабаха отсоединиться от
Азербайджанской ССР и присоединения к Армянской ССР. Позднее была
выдвинута идея о «праве народа Арцаха на самоопределение», призванная
прикрыть устремления Армении аннексировать оккупированные территории
Азербайджана.
Однако население Нагорного Карабаха признано международным сообществом
не только армянским. Изгнанная в результате этнических чисток
азербайджанская община Нагорного Карабаха гарантирована со стороны
международного сообщества правом на возвращение в родные края и прямым
участием в определение будущего территориального статуса.
В ноябре 1991 года Верховный Совет Азербайджанской ССР ликвидировал
Нагорно-Карабахскую Автономную Область. Через два дня после этого
решения Госсовет СССР отменил данное постановление Верховного Совета
Азербайджанской ССР и восстановил прежний конституционный статус НКАО в
виде автономной области в составе Азербайджана. Этим решением фактически
Госсовет СССР признал недействительными все предыдущие решения и
заявления, в том числе провозглашение 2 сентября 1991 года
«нагорно-карабахской республики», и подтвердил пребывание этого региона в
составе Азербайджана. Таким образом, при распаде СССР Нагорный Карабах
был в составе Азербайджана и по сей день считается азербайджанской
территорией согласно международному праву. Односторонние действия
армянских сепаратистов не имеют никакой правовой силы, что доказывает
факт непризнания «независимости нкр» в мире, включая самой Арменией.
События в Каталонии и последующая реакция международного сообщества еще
раз подтверждают, что действия армянских сепаратистов по созданию на
территории Азербайджана квази-государства противоречили принципам
международного права. Происходящее сегодня события в Каталонии являются
внутренним делом Испании. Но безуспешно лелеющая надежду на мировое
признание своей «независимости НКР» бросила открытый вызов
международному сообществу, игнорируя основополагающие принципы
международного права. К сожалению, международные организации,
среагировавшие должным образом на попрание международного права в
Каталонии, на протяжении долгого времени делают вид, что в начале 90-х
годов прошлого столетия в Нагорном Карабахе не происходило идентичных
событий.
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий