Лелеющие надежду на признание со стороны международного сообщества
созданного на оккупированных азербайджанских землях сепаратистского
режима горе-пропагандисты продолжают распространять откровенную ложь и
клевету в адрес Азербайджана в российском информационном пространстве.
На днях на армянском сайте с российской пропиской Регнум была
опубликована статейка некого Александра Сваранца.
В своей полной откровенного бреда и лжи писанине сей «эксперт»,
обладающий степенью доктора политических наук, задается вопросом: Можно
ли было политически урегулировать карабахский вопрос в самом начале его
легализации в условиях политики перестройки?
Отвечая на свой вопрос Сваранц, пишет, что если бы «власти
Азербайджана, Армении и СССР в том же феврале 1988 года не допустили бы
резни и погромов и предложили Степанакерту тот же статус автономной
республики (о чем сейчас говорит азербайджанский президент Ильхам
Алиев), то, быть может, удалось бы снять межэтническое напряжение,
лишить радикальные силы социальной опоры и политической перспективы,
мерами экономической активности в сочетании с акцентом на национальные
проблемы армянского населения Нагорного Карабаха стабилизировать
ситуацию, сохранить данную проблему в правовом поле. Но власти в Баку
допустили непоправимые ошибки, в Ереване тот же Карен Серопович Демирчян
лишился поддержки масс, а союзный центр повел себя как субъект,
лишенный объективного представления о масштабах угрозы».
Всем кто мало-мальски знаком с историей нагорно-карабахского конфликта
известно, что он начался с требования армян Нагорного Карабаха
присоединиться к Армении, а не создания второго армянского государства.
Так о каком «статусе автономной республики» лепечет Сваранц? Утверждая,
что после трагических событий в Сумгайыте в феврале 1988 года началась
конфронтация, а затем межэтнический конфликт, этот словоблуд забыл
упомянуть, что еще до этой даты из Армении началось насильственное
изгнание азербайджанцев. В ноябре 1987 года на азербайджанцев в
Кафанском районе Армении совершили нападения, а 25 января 1988 года
первая волна азербайджанских беженцев из Армении прибыла в Азербайджан.
В феврале 1988 года в Ереване начались массовые митинги. Митингующие
выкрикивали лозунги – «Очистить Армению от тюрков!», «Армения – для
армян» и т.д. На третий день митингов была сожжена последняя уцелевшая
мечеть, а также азербайджанская средняя школа и имущество Ереванского
Азербайджанского Драматического Театра им. Дж. Джаббарлы.
Нестыковки Сваранца продолжаются, когда он заводит речь о бывшем
коменданте района особого положения НКАО генерал-майоре Владиславе
Сафонове. Почему-то «эксперт» считает ныне здравствующего и проживающего
в России генерал-майора Сафонова убитым вне пределов Карабаха в начале
1990-х гг.
Сваранц допускает вольную трактовку того, что Карабах де-юре и де-факто
никогда не был в составе Азербайджанской Демократической Республики,
равно как и в событиях предшествующих объявлению сепаратистами «НКР».
Было бы удивительно, если армянин стал бы говорить о неприкрытой
агрессии своих соплеменников против мирного азербайджанского населения
Нагорного Карабаха. Зато он радостно рапортует о том, что «для придания
решению об образовании НКР международно-правовой легитимности на основе
принципа самоопределения народов 10 декабря 1991 года в НКР состоялся
референдум, где более 90% населения сделали свой выбор в пользу
независимости от Азербайджана». А кто признал этот «референдум», был он
законным с точки зрения международного права и принимали ли местные
азербайджанцы в нем участие? К сожалению, Сваранц об этом умолчал, также
как и о чудовищной резне населения азербайджанского города Ходжалы 26
февраля 1992 года, оккупации азербайджанских территорий и резолюциях ГА
ООН по освобождению захваченных районов Азербайджана.
Армения стала на путь военной агрессии против Азербайджана еще в январе
1990 года, оккупировав село Кярки Садаракского района Нахчыванской
Автономной Республики. При этом это село не имеет географического
отношения к Нагорно-карабахскому региону Азербайджана.
И, конечно же, словоблуд Сваранц не мог не затронуть такую излюбленную
тему всех армянских и не только «экспертов» как история Азербайджана. И
опять же он попадает пальцем в небо.
«Судите сами, если они считают себя наследниками исторической
Кавказской Албании и ее народа, то как объяснить тот факт, что нынешние
закавказские тюрки называют свое государство не «Албанией», а
«Азербайджаном» (переписав наименование северо-западных провинций
Древней Персии), самоназвание же народа не «албанцы», а
«азербайджанцы»?», - вопрошает профессор Армянского института
международного права и политологии (Москва).
Задающемуся вопросом Сваранцу лучше поинтересоваться следующим фактом:
Если армяне считают себя наследниками государства Урарту, то почему свою
страну они не называют этим именем, а себя урартрийцами?
Что касается топонима Азербайджан, то он происходит от названия
мидийской сатрапии Атропатена, в дальнейшем ставшим одноименным
государством. В анонимном письменном памятнике V—VI вв. «Хроника Кархи
де Бет Селох» название страны приведено в форме Адорбайган. Это было не
географическим, а политическим понятием, обозначавшим государство, а не
территорию. Таким образом, топоним Азербайджан в качестве названия
государства появился раньше, чем государственное образование, называемое
Армения, под которой в древности понималась только лишь географическая
территория.
Топоним Азербайджан распространялся и на территорию Кавказской Албании,
прямыми наследниками которой являются удины. Азербайджанцы имеют
смешанное этническое происхождение, самый старый элемент относится к
коренному населению, которое было иранизировано в период династии
Сасанидов (3-7 века нашей эры). Затем наступил процесс тюркизации
населения с приходом турков-сельджуков в 11-м веке и продолжающимся
притоком тюркских племен в последующие века. Несмотря на это на
территории Азербайджана в разные периоды находились тюркские племена,
которые сыграли важную роль в популяризации тюркского языка, а также в
процессе формирования на территории страны единого этноса.
Далее горе-пропагандист отмечает, что «азербайджанские историки так и
не объяснили, как могло случиться, что по факту принятия сталинской
Конституции в декабре 1936 г. (соответственно и Конституций союзных
республик) кавказские татары (российская традиция названия предков
современных азербайджанцев) в одночасье стали именовать себя
«азербайджанцами»».
Чья бы корова мычала. В 1782 году Фатали хан Губинский, проводивший
политику объединения азербайджанских земель, в письме использовал термин
«азербайджанец» (Грамоты и другие исторические документы XVIII
столетия, относящиеся к Грузии (с 1769 по 1801 год) / Под ред. А. А.
Цагарели — СПб., 1902. — Т. II, выпуск II. — с. 22.).
Российский дипломат и писатель Александр Грибоедов в начале XIX века
указывал на понятие «азербайджанец». В декабре 1827 года он писал: «Для удержания адербиджанцев от возмущений…».
Тем самым, А.С. Грибоедов подтверждает, что в начале XIX века
существовало понятие «азербайджанец» несущее в себе этнический смысл.
Термин «азербайджанцы», или «азербайджанские тюрки» был предложен в
1891 году либеральной газетой «Кешкюль» для обозначения народа, живущего
по обе стороны ирано-российской границы. Известный общественный деятель
того периода, журналист Мухаммед-ага Шахтахтинский выступал с тех же
позиций в газете «Каспий». В конце XIX века этот термин начал
распространяться среди населения Елизаветпольской губернии.
Российский исследователь В.Л. Величко в своей книге «Кавказ» отмечал:
«Адербейджанцев называют татарами, но это совершенно неточно» (Величко
В.Л. Кавказ. Русское дело и междуплеменные вопросы. С-Петербург,
Типография Артели Печатного Дела, 1904, с.154).
На государственном уровне, то есть официально название народа
«азербайджанские тюрки», отражающее тюркскую самоидентификацию этноса
было принято с провозглашением Азербайджанской Демократической
Республики в 1918 году.
Официально название народа продержалось также в Советском Азербайджане
(Азербайджанская ССР) вплоть до 1936 года, когда, по распоряжению Иосифа
Сталина и решению советского правительства, было заменено в СССР
термином «азербайджанцы».
Вопиющая безграмотность Сваранца проявляется, когда он задается
очередным вопросом. «Азербайджанские историки называют армянские хачкары
«хачдашами» и причисляют эти уникальные памятники армянской духовной
(христианской) культуры раннего и позднего Средневековья к албанцам. Но
как объяснить армянские надписи на них, если не было албанской
письменности?», - выдает он очередную партию глупости.
Албанские хачдаши резко отличаются по культовой символике и декору от
армянских хачкаров и на которых надписи на армянском языке явно нанесены
в более позднее время: сам характер примитивного процарапывания поздних
надписей находится в резком диссонансе с более древними барельефным
декором памятника. На многих албанских хачдашах вообще нет никаких
надписей, хотя присутствует весьма специфическая символика, которая
несвойственна григорианским памятникам. Если армянские хачкары -
действительно камень-крест, то албанские хачдаши - скорее каменные иконы
с богатой символикой, множеством изображений и персонажей.
Реальность существования албанского письма подтверждена, и сам алфавит
найден. В 40-50-х годах прошлого века были произведены раскопки городища
вблизи Мингечаура, в результате был обнаружен памятник V—VI вв.,
который представляет собой каменный алтарный престол с надписью на
албанском алфавите. А в 1977 году грузинский ученый Заза Алексидзе
обнаружил в монастыре св. Екатерины на Синае (Египет) грузино-албанский
палимсест, на котором под грузинским текстом располагаются надписи на
албанском языке.
Армянские фальсификаторы, воспользовавшись подчинением армянской церкви
в 1836 году албанской и передачи ее имущества, включая архивы,
приписали себе историческое наследие Кавказской Албании. Так,
фальсификаторы вмонтировали каменные плиты из плотного известняка с
надписями на армянском языке на стенах и входной части церквей, хотя все
албанские культовые сооружения в Азербайджане и Армении, в том числе
Кишская церковь и целый ряд исторических памятников левобережья Куры,
строились из четвертичных травертин из Ниджского месторождения.
Занимавшийся изучением истории Кавказской Албании армянский академик
Сурен Еремян отмечал, что «огромное количество христианских памятников,
значительная часть которых относится к доарабскому периоду, сохранилась в
арменизированной части древней Албании, на территории древнеалбанских
областей Арцах и Утик, где в настоящее время в основном живет армянское
население» (Очерки истории СССР - III - IX вв. - М., 1958, с. 326 и
др.).
Что касается «присвоения азербайджанскими историками» нынешней столицы
Армении, то Сваранц опять противоречит себе, заявляя о том, что царь
Урарту Аргишти I основал здесь город-крепость Эребуни. Предположение
советского историк Бориса Пиотровского о том, «возможно, что даже в
названии столицы Армянской ССР города Еревана продолжает жить урартское
название города Эребуни», дало возможность армянам заявить о
принадлежности Эривани к своей истории. В действительности же, насколько
урартийцы не имели отношения к армянам, настолько и крепость Эребуни ни
с территориальной, ни с исторической точек зрения, не имела связи с
нынешним городом Ереван.
Армянский писатель Хачатур Абовян в статье «Краткий исторический очерк
города Эривани» писал о том, что у армянских писателей до начала XIII
века нет упоминания о городе Эривани. А российский востоковед Василий
Бартольд отмечал, что «Эривань возникла в качестве селения при Тимуре, а
городом сделалась только в XVI веке при шахе Исмаиле, и тогда же
получила свое нынешнее название».
Горе-пропагандист приходит к выводу, что «власти Азербайджана ведут
особо активную и неприкрытую антиармянскую враждебную пропаганду,
поощряют ненависть и воспитывают новое поколение своего народа в духе
неприязни к армянам и всему армянскому».
А затем фарисействует о том, что «в Армении неизвестны случаи, когда на
спортсменов азербайджанской национальности болельщики устраивали
коллективное давление и оскорбляли их; в армянских СМИ нет озлобленности
к азербайджанскому народу».
Здесь стоит напомнить о том, что в Армении о ненависти к азербайджанцам
говорят ни кто-нибудь, а первые лица. В январе 2003 года выступая на
заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы, президент Роберт
Кочарян заявил о том, что армяне и азербайджанцы генетически
несовместимы.
Со стороны Сваранц глупо утверждать об отсутствии в Армении ненависти к
туркам к коим армяне причисляют и азербайджанцев. К примеру, в 2013
году в Ереване сносили Крытый рынок. Противники сноса встречали разрушителей свистом и возгласами «Убирайтесь, турки!».
В армянских СМИ ежедневно публикуются антиазербайджанские материалы. В
своей ненависти к азербайджанскому народу армянские фашисты дошли до
такой степени, что сняли оскорбляющий азербайджанцев мультфильм
«Килдим».
Повсеместно в Армении уничтожаются кладбища азербайджанцев, к примеру, кладбище «Аг Деде», расположенное в Масисском районе.
Заявляющему о том, что «в Армении неизвестны случаи, когда на
спортсменов азербайджанской национальности болельщики устраивали
коллективное давление и оскорбляли их» Сваранцу, уместно напомнить о
следующих случаях. На молодежном чемпионате мира по боксу в 2012 году
азербайджанских боксеров армянские зрители встретили оглушительным свистом.
Помимо этого, азербайджанский боксер Парвиз Багиров, занявший на
молодежном чемпионате мира в Ереване в 2012 году третье место, заявил в
интервью, что «при любом выходе на ринг боксеров из Азербайджана армянские болельщики свистели и выступали против нас».
А вот как поступали с армянскими спортсменами в Баку. Азербайджанские
врачи оказали помощь армянской самбистке Сосе Баласанян, получившей
травму во время состязаний в рамках Евроигр. По словам президента
федерации самбо Армении Левона Айрапетяна, Сосе
Баласанян в ходе поединка получила сотрясение мозга из-за приема
соперника. «Ее перевели в азербайджанскую больницу, где ей оказали
необходимую медицинскую помощь. В больнице к нам хорошо отнеслись, все было нормально. Врачи были внимательны к нашей спортсменке», - отметил Айрапетян.
А главный тренер молодежной сборной Армении по боксу Карен Агамалян заявил, что в Баку в ходе Евроигр не было расистских и антиармянских проявлений.
После вышеприведенных заявлений даже с трудом не верится в ложь о том,
что «власти Азербайджана поощряют ненависть и неприязнь к армянам».
Клевета и ложь сквозит в приведенной Сваранцем истории об убийстве в
мае 1967 года в селе Куропаткино Мартунинского района 8-летнего мальчика
Нельсона Мовсесяна. Согласно материалам уголовного дела, тело мальчика
было обнаружено на участке местного бригадира Алемшаха Мамедова. И
дилетанту было ясно, что труп армянского мальчика был просто подброшен
сюда, поскольку какой убийца, совершивший преступление, будет оставлять
труп жертвы на своем же участке?
По факту были арестованы Алемшах Мамедов и двое его родственников:
директор местной школы А.Мамедов и 3.Мамедов. Обвинение предлагало
приговорить Алемшаха Мамедова к расстрелу, директора школы А.Мамедова к
максимальному тюремному сроку наказания в 15 лет, а третьего участника -
3.Мамедова оправдали, поскольку его вообще не было в селе в момент
совершения преступления. Все обвинение строилось на том, что труп найден
на участке Алемшаха, а Аршад Мамедов был «виноват» в том, что он
родственник и сосед обвиняемого. После зачтения приговора толпа армян
сочла его слишком «мягким» и линчевала обвиняемых.
По мнению Сваранца, участие в похоронах жертв линчевания председателя
Совмина Азербайджана является цинизмом. Если этот горе-пропагандист
хочет говорить о цинизме, то лучше пусть говорит о следующем факте.
Министр юстиции Армении Арпине Ованисян удостоила «лайка» комментарий
главного редактора газеты «Иравунк» Ованеса Галаджяна в соцсети Фэйсбук:
«Какие права человека, если даже чисто биологически турок не может быть
человеком?». Это поступок министра юстиции Армении под утверждением,
что турок «биологически не может быть человеком» можно расценивать как
фашизм чистой воды.
Вольная трактовка международного права фразой Сваранца о том, что
«образование же второго армянского государства вполне допустимо, как и
образование шести тюркских государств, почти десятка славянских
государств, двух корейских государств, двух немецких государств в годы
холодной войны» может привести этого циничного мечтателя к пересмотру
границ на политической карте мира. К примеру, Мясниковский район
Ростовской области России, где свыше 56% населения составляют этнические
армяне, может потребовать себе автономию или независимость.
Прикидываясь волком в овечьей шкуре, Сваранц говорит о мире между
народами, а сам не признает, что националисты насильно изгнали из
Армении всех азербайджанцев, оккупировали 20% территории Азербайджана и
сделали около 1 млн. человек беженцами и вынужденными переселенцами.
При этом он еще смеет указывать о том, что «если Азербайджан заявляет о
своей готовности предоставить Карабаху самую широкую автономию с зоной
свободной экономической торговли и туризма, то чего не согласиться и на
политическую независимость Арцаха». Тогда почему бы ему не предложить
вернуть обратно изгнанных из Армении азербайджанцев и предоставить им
автономию?
По иронии, фамилия горе-пропагандиста происходит от названия деревни в
Горисском районе Армении, которое переводится как «село опозоренных
людей». Как говорится, комментарии тут излишни...
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий