Персидские ханства, населенные армянами и управляемые азербайджанскими ханами, ждут своего исследователя
Нет ничего утомительнее, чем присутствовать при том, как человек
демонстрирует свой ум. В особенности, если ума нет. Этот афоризм
немецкого писателя Эриха Мария Ремарка вспоминается у автора этих строк
каждый раз, когда очередной армянский горе-пропагандист пытается
продемонстрировать свою «значимость». На сей раз в армянском издании с
российской пропиской и громким латинским названием «Regnum» замелькала
статейка некого Гариба Бабаяна, представившегося в качестве руководителя
центра стратегических исследований Университета Месроп Маштоц,
расположенного в оккупированном азербайджанском городе Ханкенди.
В статейке с громогласным названием «Неправомерные споры о
принадлежности Карабаха (Арцаха)» Г.Бабаян возвышенным слогом и
отвлеченной патетикой сразу же отмечает что, «исторически Арцах
(Карабах) никогда не принадлежал Азербайджану, этот древний край всегда
был частью (областью) Армении и назывался Арцах».
Для начала Бабаяну все же необходимо определится с тем, каким образом
этот древний край всегда был частью Армении, если на территории Южного
Кавказа в древности не существовало армянской государственности.
Употребляемое армянами другое название Карабаха - топоним «Арцах»
впервые упоминается еще в древнейшем литературном памятнике «Авесте» в
форме «Arzah/Arasahi», означая «восточную часть земли». Но, скорее
всего, топоним «Арцах» имеет местное происхождение.
В языке удин, которые в древности под именем «утии» жили именно в
Карабахе в области Ути, слово арцесун означает «сидеть, садиться». От
этой глагольной формы образовано арци – «оседлый; люди, ведущие оседлый
образ жизни». Соответственно, топоним «Арцах» образован от корня арци и
форманта (суффикса) –ах. Если в Карабахе издревле жили армяне, то почему
же топоним «Арцах» является удинским, а не армянским?
По словам Бабаяна, «историческая Армения под игом Персии когда-то
потеряла свою государственность и долгие годы Карабах был частью Персии
(Ирана) и персы ее назвали Карабахским ханством. Точно так же
исторически частями Персии были такие ханства как Бакинское, Ширванское,
Шекинское, Шемахинское, Дербентское и др. Все эти ханства принадлежали
Персии (Ирану) и никакого отношения к современному Азербайджану не
имели. Карабахским ханством всегда управляли армянские мелики (князья),
во главе же ханства был персидский наместник — хан».
Такое «глубокое знание» истории просто завораживает. Армянская
государственность была потеряна с приходом турков-сельджуков в XI веке. И
вдруг Бабаян сразу же переключается на XVIII век. Ханства образовались
после убийства Надир-шаха в 1747 году и последующего распада его
державы. Основателями ханств в основном были выходцы из знатных фамилий
тюркских (азербайджанских) феодалов, многие из которых были
наследственными правителями различных областей.
Армянские, а точнее армянизированные албанские меликства на территории
Нагорного Карабаха появились в середине XV века, в период правления
Джаханшаха, правителя государства Кара-Коюнлу.
Если, по мнению Бабаяна, Карабахским ханством управляли армянские
мелики, то почему же при подписании Кюрекчайского договора 1805 года о
переход этого ханства в подданство Российской империи, договор подписал
Ибрагим Халил-хан, а не армянские мелики? К тому же, согласно
Кюрекчайскому договору, Россия однозначно признавала Карабахское ханство
независимым государством, а Ибрагим Халил-хана и его наследников -
единственными владетелями ханства.
При этом горе-пропагандист не считает нужным отметить, что на самой
территории современной Армении находились Эриванское и Нахчиванское
ханства. Русский военный историк Николай Дубровин в 1871 году отмечал,
что все население (азербайджанских) ханств принадлежит, главнейшим
образом, к двум племенам: татарскому (азербайджанскому) и армянскому.
«Татары составляют господствующее население во всех ханствах, а армяне, да и только теперь,
в бывшей Армянской области». (Н. Дубровин. История войны и владычества
русских на Кавказе. Закавказье. — С.-Петербург, 1871. — Т. I книга II. —
с. 328).
На вопрос, почему армяне только теперь составляют большинство на
территории бывшей Армянской области, есть простой ответ. Армян заселили
туда после заключения Туркменчайского (1828 год) и Адрианопольского
(1829 год) договоров. В 1978 году армяне Нагорного Карабаха отмечали
150-летие своего переселения, и в честь этого был воздвигнут памятник в
селе Марагашен, который был уничтожен ими после начала
нагорно-карабахского конфликта как неудобное напоминание.
Далее «выдающийся историк» Бабаян отмечает, что «Азербайджан как
государство свое начало берет с 1918 года, когда и было официально
провозглашено государством с названием Азербайджанская демократическая
республика. Но это государство не было признано Лигой нации как
независимое государство и просуществовало всего ничего. А Карабах не был
признан частью этого государства, т. е. Карабах (Арцах) до 1921 года не
входил в состав Азербайджана. Лишь в 1921 году по решению Кавказского
бюро ЦК РКП (б) Карабах был передан Азербайджану, как национальная
автономия — а с 1923 г. стала называться Нагорно-Карабахская автономная
область (НКАО). Тем самым было подчеркнуто, что эта область, где живут
не азербайджанцы (кавказские татары), а армяне, отсюда и был подчеркнут
статус ее как национальной автономии, вплоть до начала развала СССР».
Хотя Азербайджанская Демократическая Республика (АДР) не была признана
со стороны Лиги Наций, ее независимость признали многие страны, включая
Армению. В противном случае в Баку после образования АДР не действовали
бы дипломатические представительства Великобритании, Бельгии, Швеции,
Украины, Финляндии, Франции, Германии, Польши, Италии, Дании, США,
Литвы, Персии, Грузии, Греции, Швейцарии и Армении. 11 января 1920 года
Верховный совет союзных держав — победительниц в Первой мировой войне
принял решение о признании де-факто независимости Азербайджана, а 20
марта 1920 года был подписан азербайджано-персидский договор о мире и
дружбе, по которому персидское правительство признавало де-юре
независимость Азербайджана. Кстати, Лига Наций не признала и Армению.
Что касается того была ли территория Нагорного Карабаха в составе АДР,
то здесь уместно вспомнить о том, что 15 августа 1919 года на 7-м съезде
карабахских армян было принято ранее подписанное «Временное соглашение
армян Нагорного Карабаха с азербайджанским правительством», согласно
которому указанная территория временно числилась в пределах
Азербайджана.
То же самое можно отметить и о «передаче» Карабаха уже советскому
Азербайджану. В докладе Анастаса Микояна председателю Совнаркома
Владимиру Ленину от 22 мая 1919 года он отмечает, что «дашнаки - агенты
армянского правительства добиваются присоединения Карабаха к Армении,
но это для населения Карабаха значило бы лишиться источника своей жизни в
Баку и связаться с Эриванью с которой никогда и ничем не были связаны».
В тексте решения Кавбюро от 5 июля 1921 года была написано слово
«оставить», а не передать Нагорный Карабах Азербайджанской ССР.
Очень умиляют рассуждения Бабаяна о принципах международного права.
Чего стоит его глупая сентенция о том, что «когда Азербайджанская ССР
объявила о выходе из состава СССР, тогда и НКАО объявила о выходе из
состава Азербайджанской ССР, что соответствовало как законам СССР, так и
нормам международного права». Этот рупор армянской агитации
предпочитает повторять изжеванные высказывания разного рода шушеры, не
утруждая себя самостоятельно мыслить и забывая как армянские военные
формирования насильно изгоняли из Нагорного Карабаха азербайджанцев.
Ну, как может быть провозглашена «независимость Арцаха» 2 сентября 1991
года по итогам общенародного референдума, проведенного по всем нормам
законов как СССР, так и международного права, когда 1 декабря 1989 года
парламент Армении принял постановление «О воссоединении Армянской ССР и
Нагорного Карабаха», а 23 августа 1990 года «Декларацию о суверенитете
Армении», в которой подтверждалось совместное постановление о
воссоединении Армении и Нагорного Карабаха? Может на этот вопрос
соблаговолит ответить Гариб Бабаян или какой-нибудь другой представитель
«самого многострадального» народа с окончанием фамилии на «ян» или
«янц».
В конце своей политической глупости «мыслитель» Бабаян выражает
надежду, что с уходом нынешнего руководства Азербайджана появятся
нормальные историки, «которые напишут для своего народа правду о
персидских ханствах, да и отношения между соседями станут
добрососедскими».
К сведению Бабаяна, правда об азербайджанских ханствах уже написана
армянским католикосом и автором проекта по созданию Россией армянского
царства Иосифом Аргутинским (1743-1801). В своем письме к российскому
генералу-аншефу Валериану Зубову от 2 сентября 1796 года писал о том,
что «по овладению Ардавелем, все адрубежанские (азербайджанские – ред.)
ханы пребудут усердны и верны вашему сиятельству, поскольку останутся
безопасны от ага Магомета» (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1780-1800/Mat_russ_zakavkaz/text.htm).
Полагаю, что такое новое направление в истории как персидские ханства,
населенные армянами и управляемые азербайджанскими ханами, ждет своего
исследователя. Желательно умнее, чем Бабаян.
Потуги армянской пропаганды, представленной из разного рода пустобрехов
типа Гариба Бабаяна, занятых оправданием факта оккупации Арменией
азербайджанских земель, безуспешны и смешны. Своей ахинеей они оказывают
медвежью услугу карабахским сепаратистам, которые заявляют о своей
«независимости», но вместе с тем они имеют с Арменией единые паспорта и
национальную валюту. При этом они предоставляют азербайджанской
пропаганде прекрасную возможность выявить их на чистую воду.
Примечательно, что имя Бабаяна в переводе с арабского языка означает
«нездешний». Был бы здешним, то точно знал бы историю места проживания.
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий