четверг, 26 ноября 2015 г.

Прежде чем, узнать зачем Ильхаму Алиеву Ереван, «гению аналитики» следует знать, что…

«Если хотите высказывать серьезные мысли, отучитесь сперва болтать вздор»

 

Выступление президента Азербайджана Ильхама Алиева на 38-й сессии Генассамблеи ЮНЕСКО продолжает беспокоить армянскую пропаганду. После заместителя министра иностранных дел Армении Шаварша Кочаряна (http://www.vesti.az/news/272049) к жалкому скулежу умственных калек присоединилось «аналитическое соло» в лице эксперта аналитического Центра "Кавказ" Виктора Якубяна.

Так, на страницах армянского сайта с российской пропиской Евразия Daily был опубликован материал под названием «Виктор Якубян: Откуда в Закавказье взялись армяне и зачем Ильхаму Алиеву Ереван?» (https://eadaily.com/news/2015/11/23/viktor-yakubyan-otkuda-v-zakavkaze-vzyalis-armyane-i-zachem-ilhamu-alievu-erevan).  

С пылом прозелита Якубян принялся к лексическому анализу слов президента Азербайджана, попутно сделав ракурс в историю. При этом сей «эксперт» в своем «анализе» прибёг к распространенному клише, которое используют все армянские и проармянские пропагандисты.    
Он отмечает, что топоним «Азербайджан» впервые встречается в трудах арабских историков. Но это не так. Название Атропатена — наиболее древнее из известных науке названий Азербайджана, дошедшее до нас из греческих источников. Впоследствии оно видоизменялось, приняв у персов форму «Адербадаган», у армян — «Атерпатакан» и «Атрпатакан», у арабов — «Адербайджан» и «Азербайджан».

Первое упоминание об Азербайджане относится к VIII веку до н.э. Известный советский историк Нина Пигулевская отмечает, что в сирийском источнике «История Кархи де Бет Селох» (VI в. н.э.) упоминается страна Адорбайган, о которой было известно еще VIII веке до н.э.
В VI веке, когда территории Атропатены и Кавказской Албании оказались в составе Сасанидского государства, обе вышеуказанные государственные образования вошли в одну административную единицу, которую Сасаниды называли Адурбадаганом. Позднее с приходом арабских завоевателей название этой территории стало звучать как «Азербайджан». Накануне вторжения арабов Азербайджан, как административная единица занимал территорию от Хамадана, Абхара, Занджана до Дербенда.

В XVIII веке Надир-шах изменил сефевидское административно-территориальное деление страны, разделив государство на четыре беглярбекства - Азербайджан, Фарс, Ирак и Восточный Хорасан. В состав первого беглярбекства входили вся территория Азербайджана, ныне современной Армении, часть Грузии, Дагестана и Ирана.

В последующем при образовании ханств на землях беглярбекства Азербайджан в результате неудачной политики и последующей смерти Надир-шаха в середине XVIII века, эту территорию продолжали называть также. Об этом свидетельствуют российские документы XVIII века относительно Кавказа, в которых встречаются выражения «адербейджанские», «адырбайджанские» и «адербиджанские».

Таким образом, утверждение Ягубяна и иже с ними о том, что «до провозглашения в 1918 г. Азербайджанской Республики на территориях Восточного и Южного Закавказья, под «Азербайджаном» понималась, прежде всего, территория вокруг озера Урмия, к югу от реки Аракс», неверно. И конечно, о ни каком присвоении названии части территории соседней страны – Ирана, речь не может идти. Равно как и то, что до 1918 года не было также «азербайджанцев» как таковых. Пусть сперва Ягубян почитает рапорт российского дипломата и поэта Александра Грибоедова от 11-13 сентября 1819 года поверенному России в делах Персии Семену Мазаревичу, в котором первый называет армян подлыми отродьями. А после может ознакомиться с донесением Грибоедова, написанное в декабре 1827 года, в котором он указывает понятие  «адербиджанец» (http://feb-web.ru/feb/griboed/texts/varia/mjas_40.htm#@04). Тем самым, А.С. Грибоедов подтверждает, что в начале XIX века существовало понятие «азербайджанец» несущее в себе этнический смысл.

Термин «азербайджанцы», или «азербайджанские тюрки» был предложен в 1891 году либеральной газетой «Кешкюль» для обозначения народа, живущего по обе стороны ирано-российской границы. Известный общественный деятель того периода, журналист Мухаммед-ага Шахтахтинский выступал с тех же позиций в газете «Каспий». В конце XIX века этот термин начал распространяться среди населения Елизаветпольской губернии.

Русский исследователь В.Л. Величко в своей книге «Кавказ» отмечал: «Адербейджанцев называют татарами, но это совершенно неточно» (Величко В.Л. Кавказ. Русское дело и междуплеменные вопросы. С-Петербург, Типография Артели Печатного Дела, 1904, с.154).

Далее Ягубян говорит о том, что «не выдерживают критики и утверждения Алиева о том, что Ереван был передан Армении со стороны руководства Азербайджанской Республики». И вопрошает: «Каким образом Азербайджан мог 28 мая 1918 года «подарить» Армении Эриванскую губернию, если этому государству к тому моменту было менее одного дня?».

При этом Ягубян забыл указать, что к тому времени и Республике Армении было менее одного дня. А территория, на которой появилось это государство, до захвата Россией была известна как Эриванское и Нахчыванское ханства. 29 мая 1918 года Азербайджанская Демократическая Республика (АДР) уступила армянам азербайджанский город Иреван с прилегающей к нему территорией с площадью примерно 9,5 тыс. кв. км в качестве жеста доброй воли во имя прекращения войны, которую дашнаки объявили Азербайджану и Грузии сразу после прихода к власти.

В письме  от 29 мая 1918 года первого главы правительства АДР Фатали хан Хойского министру иностранных дел Мамед-Гасану Гаджинскому указано, что «мы решили с армянами все спорные вопросы, они примут ультиматум и закончат войну. Мы уступили им Иреван».

Незнание темы, о которой с умным видом рассуждает Ягубян, проявляется у него и в строках о том, что «Алиев и его историки наверняка забыли, что одним из условий ультиматума Турции Закавказскому сейму в мае 1918 года была уступка ей в размере «двух третей» территории Эриванской губернии. Полагать, что новоиспеченное государство, имея союзнические отношения с Турцией, тем не менее, игнорировало ее требования и подарило территории заклятому врагу союзника — могут только невменяемые».

Дело в том, что уступка Иревана была также осуществлена по настоянию турецкой стороны. 15 мая 1918 года турецкие войска заняли Александрополь (ныне Гюмри). Дальнейшее продвижение турецкой армии было остановлено при Сардарапатском сражении 21-28 мая того же года. Уступка Иревана была связана с желанием турков заключить договор с Арменией. 

Через несколько дней – 4 июня в Батуме между Османской империей и Арменией был заключен договор о мире и дружбе. По этому договору Армения попала в зависимость от Османской империи. Согласно 11-ой статье договора правительство Армении обязывалось незамедлительно эвакуировать все армянские вооруженные силы из Баку. В тот же день был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между АДР и Османской империей. Османская империя обязывалась оказывать вооруженную помощь правительству АДР, если таковая потребуется для обеспечения порядка и безопасности в стране. То есть, уступка Иревана позволяло Азербайджанской Демократической Республики с помощью турецкой армии освободить страну от войск Бакинской коммуны. Это удалось сделать лишь к 15 сентябрю 1918 года.

Относительно выпячивания Ягубяном роли армян в развитии нефтяной промышленности Баку в конце XIX века можно отметить, что армянская буржуазия была более экономически сильной и занимала важные позиции во многих отраслях экономики Южного Кавказа благодаря поддержке царского режима, не желавшего усиления мусульманской (азербайджанской) буржуазии. Армяне имели более привилегированное положение по сравнению с азербайджанцами практически во всех сферах жизни общества.

Несмотря на это азербайджанцы играли не последнюю роль в добыче и переработке бакинской нефти. В начале 1870-х годов из 46 владельцев керосиновых заводов в Баку 25 человек (54%) были азербайджанцы. А имена таких азербайджанских нефтепромышленников как Гаджи Зейналабдин Тагиев, Муртуза Мухтаров, Муса Нагиев, Шамси Асадуллаев, Сеид Мирбабаев и Иса-бек Гаджинский были известны далеко за пределами Баку.

Задающемуся вопросом, зачем же Ильхам Алиев называет Ереван азербайджанским городом, Ягубяну почему-то забывает о том, что армянский писатель Хачатур Абовян в статье «Краткий исторический очерк города Эривани» писал о том, что у армянских писателей до начала XIII века нет упоминания об этом городе. Если как утверждают армяне, Ереван старше Рима на 29 лет, то почему же в городе не сохранилось каких-либо древних достопримечательностей?

Хотя имя Виктор в переводе с латыни означает «победитель», Ягубян в своей статье продемонстрировал лишь привычную убогость мышления армянской пропаганды без малейшего намека на глубину мысли. А как говорил Люк де Клапье де Вовенарг «Если хотите высказывать серьезные мысли, отучитесь сперва болтать вздор»…

Заур Нурмамедов

Комментариев нет:

Отправить комментарий