понедельник, 2 ноября 2015 г.

Автобусы Bakubus и БЦИУТ: красивые неудобства для жителей Баку

Оставляет желать лучшего и функционирующая для удобства пассажиров «горячая линия» 141

 

Как показывает мировой опыт, дорожные проблемы мегаполисов решаются тогда, когда власти отдают приоритет общественному транспорту. Не является исключением и Азербайджан. Но, несмотря на голословные заявления об улучшении ситуации в этой сфере чиновников Министерства транспорта, для жителей Баку работа общественного транспорта и вечные транспортные заторы являются существенной головной болью.

Казалось, наболевшие проблемы решаются: в 2011 году был открыт Бакинский центр интеллектуального управления транспортом в целях усовершенствования транспортной системы, повышения уровня транспортных услуг, регулировки движения общественного транспорта и оптимизации маршрутов движения. Повсеместно идет оптимизация маршрутов общественного транспорта, наложен запрет на въезд в Баку транспортных средств с региональными номерами регистрации, а буквально на днях в столицу Азербайджана запретили въезжать автомобилям-такси из районов, но в реальности эта картина выглядит  не идеальной. 

Порой складывается впечатление, что ответственные сотрудники Министерства  транспорта живут в ином измерении, что так безграмотно налаживают работу пассажирского транспорта. Некоторое время назад жители Баку стали свидетелями изменения маршрутов общественного транспорта. Маршруты движения автобусов изменялись 31 августа, 3 сентября, 6 октября, 12 октября и 19 октября. Но эти изменения не повлекли за собой комфорт для пассажиров. Теперь вышло так, что отдельно взятый пассажир, чтобы добраться до места назначения вместо одного или двух автобусных маршрутов, должен воспользоваться уже тремя и больше пересадками. Зато чиновники могут успокоиться, так как вопрос повышения тарифов на проезд в общественном транспорте отпадает сам собой – из кармана пассажира уже выходит та сумма, которая предполагалась для повышения тарифа на проезд.

Это только видимая часть айсберга под названием «создание комфортных условий передвижения для пассажиров». К примеру, взять сайт Бакинский центр интеллектуального управления транспортом - www.niim.az. На этом сайте представлена карта города, указаны информация о ситуации на дорогах, направления всех столичных автобусов, время их передвижения, их месторасположение и движение в конкретное время. На сайте предоставлена возможность поиска правильного маршрута от определённой точки до другой. Но если пассажир захочет воспользоваться данным сайтом  для удобной и комфортной поездки до места назначения, то он может оказаться вовсе не там, где желает.

Но перейдем от слов к фактам. С 19 октября изменен ряд автобусных маршрутов, включая №№ 30 и 49. Теперь конечная остановка автобусов указанных маршрутов перенесена со станции метро «28 мая» на станцию «Хатаи». Но на сайте Бакинского центра интеллектуального управления транспортом все еще указан старый маршрут № 49, то есть с метро станции «28 мая», а маршрут № 30 вовсе указан со сквера Самеда  Вургуна.  Согласно сайту Бакинского центра интеллектуального управления транспортом (БЦИУТ) аннулированный летом и вновь введенный с 19 октября автобусный маршрут № 2 начинается со станции метро «Хатаи» и завершается на станции «Ахмедлы». Хотя новый маршрут пролегает от станции метро «Кёроглу» до станции «20 января».

Согласно сайту все еще функционирует ликвидированный с 19 октября маршрут № 207, а маршрут № 80 начинается с остановки на улице Мехмандарова 94 и завершается также на улице Мехмандарова 94 (!). Нет информации об автобусном маршруте № 4, хотя он задействован с 19 октября. В связи с этим возникает логичный вопрос: Как БЦИУТ может навести порядок на дорогах, если у него на сайте такой беспорядок? 

Каким бы быстрым и пунктуальным не был транспорт, без информационной поддержки ему не обойтись. Пассажир должен знать, какой маршрут будет оптимален для его поездки, сколько времени займёт его путешествие и сколько денег он на него затратит. Но как видно из вышеприведенных строк чиновникам  откровенно наплевать на пассажиров.

Оставляет желать лучшего и функционирующая для удобства пассажиров «горячая линия» 141. Когда автор этих строк столкнулся с грубостью водителя маршрута № 216, он позвонил на «горячую линию».  На другом конце провода, выслушав его жалобу, сказали, что примут соответствующие меры. Спустя 2 месяца после звонка на горячую линию с автором этих строк связался владелец маршрута № 216, сказав, что ему только сейчас передали жалобу на его работника.   

Идем дальше. Всего по сей день на автобусных остановках Баку установлено 664 монитора, оповещающих пассажиров о маршрутах и времени их прибытия. Стоит пройтись по нескольким остановкам и можно убедиться, что эти мониторы отключены или на них указаны старые маршруты автобусов.    

Ложку дёгтя в бочку меда добавляет введение в Баку автобусов, принадлежащих государственной компании BakuBus. По заявлению чиновников, компания BakuBus была создана, чтобы упростить населению пользование общественным транспортом. Да эти автобусы ходят чётко по расписанию или по интервалам, но в часы пик водители требуют от пассажиров быть скученными в салоне. Автобусы BakuBus предусмотрены для сидящих с перевозкой минимального количества стоящих пассажиров. В этих автобусах нет условий для перевозки стоящих пассажиров – элементарно не за что ухватиться. Это и вызывает жалобы и нарекания у пассажиров в ответ на требование водителя.

Инновации в системе общественного транспорта – очень актуальная тема. Ведь если создавать условия для развития общественного транспорта, у горожан появится стимул реже использовать автомобили, на улицах станет меньше личного автотранспорта, газоны и детские площадки во дворах освободятся от стоящих на них машин, у города, наконец, появится возможность создавать пространства для пешеходов и велосипедистов, не говоря уже об улучшении экологической обстановки. Но видимо чиновники совсем иначе видят эту задачу. 

Возможно, если бы они добирались на работу общественным транспортом, их взгляды на улучшения транспортной системы были бы иными, чем сейчас. Видимо, первыми должны ездить на работу в общественном транспорте сами руководители соответствующих структур, их заместители и сотрудники, чтобы и народ потянулся за ними.  Это нужно сделать хотя бы для реального мониторинга ситуации. А то легко сидеть в тонированном «Мерседесе» и на карте указывать о комфортности того или иного маршрута. 

Заур Нурмамедов 

Комментариев нет:

Отправить комментарий