Президент Азербайджана Ильхам Алиев находится в Брюсселе для участия в VI саммите программы ЕС «Восточное партнерство». В столице Европы глава государства проведет встречи с председателем Европейского Совета Шарлем Мишелем и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. Кроме того, президент Азербайджана встретится с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом и выступит на заседании Североатлантического совета (North Atlantic Council) - основного органа принятия политических решений НАТО.
Хотя многие СМИ отмечают важность
предстоящей встречи президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра
Армении Никола Пашиняна, нисколько не умаляя значимость предстоящих
переговоров, мы бы хотели заострить внимание на еще одном аспекте, который
считаем весьма значимым.
Из программы визита Ильхама
Алиева вырисовывается определенная картина: у Азербайджана в Брюсселе четко
прослеживаются две центральные линии диалога с западными партнерами, а именно -
диалог с Евросоюзом, а также с НАТО.
Не секрет, что после победоносной
Отечественной войны, поменявшей геополитический расклад на Южном Кавказе,
западная дипломатия стремится восстановить свой авторитет в регионе. Здесь
стоит вспомнить визит в июле текущего года в Азербайджан еврокомиссара по
вопросам соседства и расширения Оливера Вархели. В написанной по итогам визита
в Баку и опубликованной на сайте Еврокомиссии статье Вархели подчеркивалась
решимость Евросоюза развивать сотрудничество с Азербайджаном, а также высоко
оцениваются роль и значение нашей страны для ЕС. Подобное внимание говорит о
том, что Азербайджан воспринимается как ведущая страна Южного Кавказа, имеющая
стратегическую важность для Евросоюза в деле обеспечения энергетической
безопасности и диверсификации транспортных коридоров.
В этой связи можно вспомнить и
последовавшее после визита Вархели посещение Южного Кавказа главой Совета
Европейского союза Шарлем Мишелем. Находясь в Ереване, Мишель пообещал
многомиллиардную финансовую помощь Армении, которую страна так и не получила. В
отличие от Еревана, визит Мишеля в Баку проходил в позитивном русле и деловой
обстановке.
В Баку Мишель заметил, что
Евросоюз заинтересован в долгосрочном мире, стабильности и процветании всего
региона. От внимания наблюдателей не ускользнуло, что глава Совета ЕС в своей
речи в Баку не использовал термин «Нагорный Карабах», что предполагает факт
того, что Евросоюз не планирует никаких заметных сдвигов в своей политике на
Южном Кавказе.
В первую очередь это происходит в
силу эффективно проводимой Азербайджаном внешней политики. И в Брюсселе
принимают и считаются с этим фактором. Азербайджанский лидер находится в
Брюсселе не только как глава страны, в одиночку восстановившей свою
территориальную целостность и выполнившей резолюции международных организаций,
но и успешно выстроившей отношения со всеми мировыми центрами силы для
обеспечения собственных национальных интересов.
Это касается также и
азербайджано-российских отношений. Благодаря взвешенной внешней политике
Азербайджан углубляет свои связи с Россией, умело маневрируя и используя
дипломатию в непростых отношениях Москвы с Западом. Наглядным свидетельством
этого дипломатического мастерства является проведение в Баку нескольких встреч
в формате Россия-НАТО.
Столица Азербайджана была не
случайно выбрана местом этих важных встреч. Сбалансированная внешняя политика
Азербайджана определила выбор России и НАТО для столь важных встреч
международного значения. Таким образом, Баку смог добиться того, чтобы его стратегический
выбор был правильно принят двумя соперничающими центрами силы. А самое главное
заключается в том, что выстраивание этих отношений не направлено конкретно
против какой-либо страны. Азербайджан одновременно развивает отношения с
Россией, ЕС и НАТО, что дает преимущество нашей стране в качестве надежного и
нейтрального партнера. Принимая на своей территории диалог представителей двух
крупнейших военных альянсов мира, Азербайджан тем самым подтверждает, что
является одним из важных и непредвзятых центров дипломатии.
Кроме того, в мае 2011 года
Азербайджан вступил в Движение неприсоединения, которое, как известно,
объединяет страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса
неучастие в военно-политических блоках и группировках и являющееся после ООН
самой крупной международной организацией в мире. Нахождение Азербайджана в
рядах Движения неприсоединения усиливает международное положение страны как
государства, которое следует программе открытого нейтралитета и нежелания
вступать в альянс или организацию, направленную против какого-либо конкретного
блока или страны. Статус Азербайджана как внеблокового государства, наладившего
эффективное взаимодействие как с государствами-членами Движения
неприсоединения, так и с двумя региональными центрами силы - Россией и НАТО, в
практическом отношении оказалось верным шагом. Этот фактор сыграл ключевую роль
для Азербайджана во время 44-дневной войны, когда в октябре 2020 года
государства-члены Движения неприсоединения провалили попытку принять проект заявления
ООН, где не было ссылок на четыре известные резолюции СБ ООН по оккупации
Карабаха.
Вышеперечисленное свидетельствует
о том, что внешняя политика Азербайджана дает реальные и эффективные
результаты, укрепляя международный авторитет страны. Равно как и понимание со
стороны мировых центров силы того, что Азербайджан открыт для сотрудничества и
партнерства во имя развития и мира. И, наконец, сбалансированная внешняя
политика помогла Азербайджану не попасть во внешнеполитические ловушки, в
которые, к слову, угодили некоторые государства постсоветского пространства.
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий