На территории Армении находилось множество памятников, свидетельствующих о том, что на этих землях много столетий проживали предки азербайджанцев. К сожалению, эти объекты историко-культурного наследия азербайджанского народа целенаправленно уничтожались на протяжении многих лет.
Так, в феврале 1988 года на волне антиазербайджанской истерии была стерта с лица земли мечеть Демирбулаг в Ереване. Армянские националисты уничтожили также святилище Агадеде, азербайджанские кладбища сел Ашагы Шорджа, Сарал и Гюллюбулаг, надгробный памятник Ашугу Алескеру в селе Агкилсе и многие другие свидетельства того, что на территории современной Армении испокон веков жили азербайджанцы.
Оставшиеся памятники историко-культурного наследия азербайджанского народа армяне выдают за свои собственные (надгробный памятник Агуди) или же представляют в качестве образцов персидской культуры (Голубая мечеть в Ереване).
Единственным сохранившимся в городе Ереван и его окрестностях историческим памятником, принадлежащему к историко-культурному наследию азербайджанского народа, является мавзолей Эмир Саада.
Мавзолей был построен в 1413 году Пир Хусейном, сыном Эмир Саада, одним из эмиров государства Каракоюнлу. Это государственное объединение огузских племен во главе с династией из рода Ивэ, существовало в XIV—XV веках в Передней Азии, на территории современных Азербайджана, Армении, Ирака, северо-западного Ирана и восточной Турции. Эти огузские племена сыграли активную роль в формировании азербайджанского народа.
Известный историк 10-11 веков, автор 30-томного произведения «Тарих-и Бейхаки» Абу-ль-Фазл Бейхаки использовал этноним «туркмен» для обозначения огузов, так же как и выдающийся тюркский филолог и лексикограф 11-12 веков Махмуд Кашгари.
Российский исследователь 19 века, Федор Михайлов в своем произведении «Туземцы Закаспийской области и их жизнь» отмечал, что тюрки-огузы, отвечая на вопрос «кто ты?» — говорили «туркюм мен» («тюрк я»). То есть, огузы, включая и входящие в государство Карагоюнлу племена, называли себя туркменами.
Официальные круги Армении называют этот средневековый мавзолей «Туркменским мавзолеем». При этом они пытаются увязать этот памятник с одной из ветвей огузов – современными туркменами Центральной Азии, хотя несомненно мавзолей является наследием огузов – одним из предков азербайджанского народа.
Понятна коварная цель армян – они хотят исказить исторические факты. Пир Гусейн становится преемником Эмира Саада после смерти последнего в 1411 году. Через два года после смерти Эмир Саада, в 1413 г., Пир Хусейн построил мавзолей над могилой отца. Этот памятник относится к нахичеванской зодческой школе и по своей форме напоминает усыпальницу Момине-хатун.
На днях армянское издание news.am опубликовало статью о мавзолее Эмир Саада, представив его в качестве усыпальницы туркменского правителя.
Издание отмечает, что в конце 1990 годов мавзолей частично реставрировался, территория вокруг него благоустроена, был проведена армяно-туркменская совместная экспедиция и раскопки.
Дело в том, что в первые годы независимости в Армении неожиданно для себя выяснили, что природный газ, который поступал в страну в период существования СССР, идет не из России, а из Туркменистана. При этом Армения не имела возможность оплатить его стоимость и поэтому искала пути договориться. Удачно воспользовавшись разногласиями между Азербайджаном и Туркменистаном из-за нефтяного месторождения «Кяпаз» власти Армении преподнесли мавзолей Эмир Саада в качестве «туркменского памятника».
В марте 1996 года в ходе визита президента Туркменистана Сапармурада Ниязова в Армению мавзолей Эмир Саада был объявлен символом туркмено-армянской дружбы. Армянская сторона предложила создать совместную рабочую группу, состоящую из археологов и историков для исследования памятника. В итоге долг Армении за туркменский газ за 1994-1995 годы был переоформлен в кредит в размере 34 млн. долларов сроком на 5 лет.
Власти Армении воспользовались этим памятником и во время визита в 2012 году президента Гурбангулы Бердымухамедова, ознакомив туркменского лидера с мавзолеем.
В 2013 году специалисты национального управления охраны, реставрации и исследования памятников истории и культуры Министерства культуры Туркменистана на месте изучили мавзолей и разработали эскиз реставрации памятника. В октябре 2014 году он был обсужден и одобрен научно-методическим советом Министерства культуры Армении. В следующем году научно-исследовательский центр историко-культурного наследия Министерства культуры подготовил проект реставрации. Памятник был тщательно изучен и обмерен, подготовлена смета. Представители министерств культуры Армении и Туркмении одобрили проект, однако он до сих пор не реализован.
В январе текущего года посол Армении в Туркменистане Гарник Бадалян провел встречу с заместителем председателя Кабинета министров Туркменистана по культуре и СМИ Бахаргуль Абдыевой, на которой обсудил вопросы, связанные с реставрацией мавзолея Эмир Саада.
А тем временем, по сообщению news.am, верх купола мавзолея Эмир Саада обвалился, из-за чего в него попадают дождь и снег. Памятник постепенно разрушается, но денег на его реставрацию нет у нищей Армении. Тем самым ставший заложником туркмено-армянской дружбы объект историко-культурного наследия азербайджанского народа может повторить судьбу других памятников, стертых с лица земли. Вот так представители «самого древнего» народа, «заботятся» о мавзолее, который входит в список охраняемых государством исторических памятников.
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий