четверг, 5 апреля 2018 г.

Армяне рассказали о дружбе с азербайджанцами, но не показали могилы

В армянских СМИ редко можно встретить публикацию, в которой проскальзывает ностальгическая нотка о прежних временах, когда азербайджанцы и армяне жили бок о бок, заводили семьи, ходили друг к другу в гости, на свадьбы и похороны. На днях армянское издание «Спутник Армения» опубликовало репортаж об азербайджанском кладбище в селе Ехегис. В репортаже старожил села Шатин 83-летний Арис Смбатян делился своими воспоминаниями о прошлом, когда он 11 лет жил в азербайджанонаселенном селе Ехегис.

«Сегодня за могилами на азербайджанском кладбище у реки Ехегис никто не ухаживает. И только ограждение как-бы намекает, что кто-то их все еще охраняет.

Дед Арис говорит — уважать надо всех. И уважение должно быть взаимным. И могилы — чьи бы они ни были — тоже нужно уважать. А пока мы пытались осознать все, о чем рассказывал нам старожил села Шатин, он угостил нас яблоками – еще с прошлогоднего урожая.

Уезжали из деревни мы с массой эмоций. Наверное, прав он, наш дедушка: не стоит ни на кого смотреть свысока, самое главное – оставаться человеком. Ведь когда-то, по его словам, армяне и азербайджанцы жили рядом — душа в душу», - отмечает издание.

К сожалению, издание «Спутник Армения» не привело подробных фотографий азербайджанского кладбища. Зато отметило, что здесь «половина надгробных камней разрушена, но сегодня никто и ничего здесь не трогает».  

Издание отмечает, что местные армяне оказались здесь после заключения Туркманчайского договора, делая акцент на то, что двумя веками ранее они были вывезены в Иран. Иными словами армяне вернулись в родные края, а азербайджанцы здесь были пришлыми.  

Касаясь темы пришлости азербайджанцев в этих краях отметим, что упомянутое выше село Шатин до 1935 года носило название тюркское название Хасанкенд, а населенный пункт Ехегис до 1946 года называли Ердяпин, что в переводе означает «родина мужчин».  

Село Ехегис известно также тем, что здесь обнаружили средневековое кладбище, которое считают самим ранним еврейским кладбищем, датируемым XIII веком. Однако приведенные фотографии с этого кладбища позволяют утверждать о том, что на могильных плитах имеются тюркские символы, а также имя Баба.

Могильные плиты в форме сундука на средневековом кладбище в селе Ехегис очень напоминают каменные изваяния в селе Уруд. Азербайджанская исследовательница Мешадиханым Неймат, длительное время изучавшая надгробья села Уруд, указывает, что очень многие изображения и надписи на них относятся к доисламскому периоду и отражают бытовавшие в то время верования и мифы, а некоторые имеют параллели с орхоно-енисейскими и таласскими каменными надписями. Кроме того, изображения сцен охоты, труда ковроделов и др. на каменных надгробьях создают достаточно ясное представление об образе жизни местного населения того времени. На многих надгробьях имеется изображение человека с большим головным убором и воздетыми к небу руками; по мнению азербайджанских ученых, этот сюжет свидетельствует о сохранении шаманистских верований в течение длительного времени уже после распространения в этих местах ислама.

М. Неймат отмечала, что в селе Уруд на двух надгроб­ных камнях была надпись "мин овлади агбан", то есть мы из албанского рода. Эти памятники доказали, что часть кавказских албан приняла ислам. Причем изображение онгонов древнетюркских племен на надгробиях свидетельствовало о том, что процесс тюркизации албанских племен приходится на доисламский период. Таким образом, это научное открытие отметало идею пришлого тюркского элемента на Южный Кавказ. Не найдя каких-либо веских контраргументов, армянские горе-историки уничтожили эти памятники.

Здесь также не мешает упомянуть об обнаруженных на территории современной Армении каменных стелах в форме рыбы, называемые вишапами. Уже первые научные исследования, проведенные в начале XX века, выявили аналоги вишапов Армении на Северном Кавказе, а также в Северной Монголии. Если обратить внимание на названия мест обнаружения этих памятников в Армении, то нетрудно заметить, что в основном, это топонимы тюркского происхождения. По мнению академика Григория Капанцяна, вишапы относятся к той эпохе, когда армяне еще не появлялись в Араратской долине.

Исходя из вышесказанного, логичным является вывод, что древнетюркские племена обитали на нынешней территории современной Армении, о чем недавно и заявлял президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Репортаж армянского издания «Спутник Армения», основной целью которого был разговор 83-летнего Ариса Смбатяна о дружбе с азербайджанцами, обошел стороной тему их насильственного изгнания. Не упомянули даже причины, побудившие армян изгнать своих соседей-азербайджанцев.

Армянское издание заявляет о том, что самое главное в этой жизни – оставаться человеком, говорит о том, что когда-то армяне и азербайджанцы жили душа в душу, но при этом не приводит подробные фотографии с азербайджанского кладбища. А может кто-то азербайджанских читателей захочет пусть и через монитор увидеть могилы своих предков? Зачем лишать их такой возможности, после того как уже насильно прогнали из Армении в конце 80-х годов прошлого столетия? К примеру, автор этих строк размещает на своем блоге фотографии армянских могил, снятых на христианских кладбищах в Баку и Огузе, чтобы их живые родственники имели возможность убедиться в том, что покой усопших не потревожили вандалы. Как видите, и азербайджанцы уважают могилы, чьи бы они ни были.  

А чтобы «Спутник Армения» и иже с ними не выглядели лицемерами нужно смотреть правде в глаза, а не отворачиваться от нее…

Заур Нурмамедов


Комментариев нет:

Отправить комментарий