вторник, 12 августа 2014 г.

Заур Нурмамедов: «Из всех уголков Украины наиболее тесно связана с Азербайджаном Харьковская область»


«Из всех уголков Украины наиболее тесно связана с Азербайджаном Харьковская область».
Об этом в интервью SalamNews заявил первый заместитель генерального директора новостного агентства Vesti.Az Заур Нурмамедов.

- Недавно Вы вернулись из Украины, где встретились с семьей Национального героя Азербайджана Руслана Половинки, о существовании которой официальные структуры страны забыли на целых 22 года. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.

- Это было мое второе по счету посещение Украины. Первое мое посещение этой страны произошло в августе прошлого года. В ходе первого посещения я встретился с вдовой Национального героя Азербайджана Виктора Серёгина Галиной Михайловной Серёгиной, проживающей в городе Харьков. После возвращения в Баку я узнал, что в городе Змиёв Харьковской области проживает семья Национального героя Азербайджана Руслана Александровича Половинки, погибшего от рук армянских захватчиков 6 августа 1992 года.
В это же время я вел переговоры с украинским телеканалом «Интер» для участия в ток-шоу «Касается каждого» моего друга Рахмана Алиева. Он четыре года назад вернул в Украину четырех детей, разлученных с матерьей и проживавших несколько лет на попечении тети в Огузском районе Азербайджана. В то время Р.Алиев был помощником главы Исполнительной власти Огузского района. Кстати, в ходе моего посещения Украины я вместе с Рахманом посетил этих детей, проживающих в селе Третьяковка Беловодского района Луганской области.

Однако так сложилось, что события на Майдане отвлекли внимание телеканала «Интер» от истории возвращения Р.Алиевым украинских детей родной матери. Спустя некоторое время телеканал покинули сотрудники передачи «Касается каждого», которые готовили нас к участию в ток-шоу. Одним словом, эта история опять, как и 4 года назад, оказалась обойденной вниманием СМИ Украины.

Я планировал после участия в ток-шоу «Касается каждого» посетить Харьков и встретится с семьей Р.Половинки, контакты которой я уже нашел с помощью президента Змиевского научного краеведческого общества Юрия Коловрат-Бутенко. Но так сложилось, что в Украину я смог поехать только в конце июня текущего года и где наконец-то встретился с семьей Р.Половинки.

- И какова была реакция семьи Р.Половинки?

- Еще до приезда в Харьковскую область я знал, что никто из официальных представителей Азербайджана не интересовался судьбой семьей Национального героя Руслана Половинки, несмотря на то, что с момента его гибели прошло 22 года. Я первый представитель средств массовой информации Азербайджана, который посетил семью Р.Половинки и опубликовал об этом репортаж. Семья Национального героя приняла меня очень радушно. Вместе со мной могилу Р.Половинки посетили сопровождавший меня в поездке мой друг Рахман Алиев и председатель общества украинско-азербайджанской дружбы «Достлуг» Мурад Омаров.

Позднее я узнал, что семья Р.Половинки неоднократно обращалась в различные инстанции обоих государств для получения льгот и награды. Однако до сих пор семье Р.Половинки не передана медаль Национального героя Азербайджана. Насколько мне известно, министр обороны Азербайджана Закир Гасанов лично проинформирован об этой ситуации и я надеюсь, что в ближайшее время семья Р.Половинки получит долгожданную награду сына, а на могильной плите появится надпись – Национальный герой Азербайджана.
После публикации моего материала о Р.Половинке азербайджанская диаспора Харькова посетила его могилу и возложила цветы. Помимо этого, на харьковском телеканале «Фора» 6 августа вышла передача «Репутация», в которой харьковчанам рассказали о том, что Слобожанщина, помимо Виктора Серёгина, подарила азербайджанскому народу еще одного сына – Национального героя.

- Сейчас в Украине идет борьба с сепаратистами, пытающимся расколоть страну. Сепаратизм не обошел стороной и Харьков. Какие перемены Вы наблюдали в городе в ходе второго визита?

- Первое, что мне сразу бросилось в глаза в Харькове – это наличие в большом количестве милиционеров и сотрудников спецподразделения судебной милиции «Грифон». Если во время посещения Харькова в 2013 году, я встретил милицию всего лишь два раза – в аэропорту и парке имени Шевченко, то в ходе второго визита в центре города практически каждый день встречал людей в милицейской форме. Особенно их много было в выходные дни, когда у памятника Ленину собирались на митинг пророссийские активисты. Чуть дальше у памятника Тарасу Шевченко собирались сторонники Евромайдана, которые, подняв флаг Украины, совершали шествие к памятнику Ленину, и тогда милиция стояла между двумя этими противоборствующими сторонами для недопущения кровопролития и провокаций. Отмечу, что на акции пророссийских сторонников собираются всего лишь несколько десятков человек, в то время как к памятнику Шевченко собираются большое количество сторонников целостности Украины.

Самые трудные моменты для Харькова остались позади – в апреле была предпринята попытка захвата здания областной госадминистрации. Сейчас в городе ситуация спокойная. Харьков превратился в город, активно поддерживающий Национальную гвардию и добровольческие батальоны. Отсюда в зону Антитеррористической операции направляется продовольственная и медицинская помощь военным и мирному населению. В военном госпитале Харькова проходят лечение военнослужащие, раненные в ходе боевых действий в зоне АТО. В городе действуют многочисленные группы волонтеров и координаторов, поддерживающих украинскую армию финансами и другими ресурсами. В городе также размещены вынужденные переселенцы из территорий, охваченной войной.
Силами харьковских волонтеров помощь, собранная всей страной, доставляется на передовую. Нацгвардия и добровольческие батальоны ежедневно получают от волонтеров продукты питания, боевую амуницию, транспорт, приборы ночного видения, медикаменты и др.

- Насколько нам известно, еще до приезда в Харьков Вас обвинили в поддержке сепаратизма?

- Да, было такое. Это связано с моим первым визитом в Харьков. Тогда я искал выходы на местных журналистов с целью придания широкой огласки истории возвращения Рахманом Алиевым детей в Украину. Мне посоветовали поговорить на эту тему с блоггером Андреем Бородавкой, который впоследствии опубликовал на ряде блогов мою статью «Харьков - Баку. Параллели, соединяющие города и страны». Он также обещал помочь в освещении истории возвращения детей из Огузского района в украинских СМИ.

После известных событий на Майдане А.Бородавка оказался пророссийским активистом и непосредственным участником беспорядков в Харькове, учиненных пророссийскими силами. В настоящее время он скрывается и общается со сторонниками создания «Харьковской Народной Республики» посредством приложения Zello для мобильных телефонов, позволяющей превратить телефон в рацию. В Харькове многие активисты прослушивают переговоры сторонников сепаратистов, и однажды был перехвачен разговор А.Бородавки. В этом разговоре А.Бородавка сообщил, что якобы я связывался с ним и подарил ему ноутбук для подрывной деятельности. Эта аудиозапись была распространена в группе «Евромайдан Харьков» в соцсети Facebook. Через некоторое время мои друзья сообщили мне об этом. Я связался с автором публикации аудиозаписи с просьбой внести ясность. Через несколько дней он сообщил мне, что прослушал все записанные аудиозаписи сепаратистов и выяснил, что ноутбук А.Бородавке приобрел уроженец Тбилиси по имени Заур, который около 20 лет проживает в Харькове. 

Отмечу также, что с А.Бородавкой я не поддерживаю связи с момента, когда узнал, что он является сепаратистом.

- Вы упомянули о детях, возвращенных из Азербайджана в Украину. Сейчас на территории Луганской области идет антитеррористическая операция. Что-нибудь Вам удалось узнать о судьбе этих детей?

- На территории Беловодского района Луганской области не ведутся военные действия. Р.Алиев несколько раз предпринимал попытки связаться по телефону с детьми, однако это не дало результатов – нет мобильной связи с районом. Этот район контролируется сепаратистами. Будем надеяться, что с этими детьми ничего не произошло.

- С кем еще Вы встречались в Харькове в качестве журналиста?

- Мне удалось встретиться с губернатором Харьковской области Игорем Мироновичем Балутой и сделать с ним интересное интервью. Оказалось, что он трижды посещал Баку еще до своего назначения губернатором.

Я также познакомился с патриотами Украины, которые доказывали это не только словами, но и конкретными делами. Среди них один из лидеров фанатов местного футбольного клуба «Металлист» Ярослав Марченко, молодой композитор Борис Севастьянов, известный в прошлом КВН-щик Глеб Тимошенко и многие другие. 

Мне хотелось бы отметить, что из всех уголков Украины наиболее тесно связана с Азербайджаном Харьковская область. Так, основатель национальной кинематографии Азербайджана Александр Мишон является уроженцем Харьковской области. Помимо этого, как я отметил в начале нашего разговора, Харьковская область подарила Азербайджану двух своих сыновей, которые являются Национальными героями – Виктора Серёгина и Руслана Половинку. 

- Как вы оцениваете деятельность азербайджанской диаспоры в деле поддержки украинской армии?

- Азербайджанская диаспора оказывает посильную помощь украинской армии. В ходе моего пребывания в Харькове по инициативе председателя местного общества украинско-азербайджанской дружбы «Достлуг» Мурада Омарова и президента Украинско-Азербайджанского бизнес-совета Шаина Омарова была организована доставка медикаментов и продовольствия в полевой штаб сил АТО в городе Изюм, а также вынужденным переселенцам в Свято-Успенскую Святогорскую лавру.

Помимо этого, множество азербайджанцев-граждан Украины воюют с сепаратистами в составе Национальной гвардии и добровольческих батальонов. 

- Вы также посетили освобожденный от сепаратистов город Счастье Луганской области и общались с бойцами добровольческого батальона «Айдар»…

- До посещения города Счастье я побывал в Купянском районе Харьковской области, в котором базируется батальон патрульной службы милиции особого назначения «Слобожанщина» и посетил блокпосты на украинско-российской границе. 

Попасть непосредственно на передовую в зоне АТО для меня сначала было проблематичным. Я обращался к нескольким волонтерским организациям, но когда они узнавали, что я иностранный журналист, то они под разными предлогами отказывались меня брать с собой в зону АТО. После я выяснил, что никто из них не хотел взять на себя ответственность в случае, если со мной могло произойти что-то нехорошее.

Как говорил Конфуций «Дорогу осилит идущий», и мне все-таки удалось уговорить группу волонтеров взять меня с собой, и таким образом я оказался в городе Счастье Луганской области. Этот город был освобожден бойцами добровольческого батальона территориальной охраны «Айдар», в большинстве состоящим из активистов Майдана. Это настоящие патриоты, любящие всей душой Украину. Они слабо вооружены, многие не имеют военной формы и экипировки, сражаются с врагом, снабженным самым современным оружием и техникой, но у них силен моральный дух. Они готовы пожертвовать своими жизнями, чтобы их дети жили в свободной и целостной Украине.

Комментариев нет:

Отправить комментарий