В далеком 1990-м
году издававшаяся на армянском языке в Нагорном Карабахе газета «Джаберд»
опубликовала статью о том, что жительница села Кочогот по имени Анаит
Шахриманян встретилась с инопланетянином.
Гуманоид,
смахивающий на человека только с зеленоватым цветом кожи, начал разговор с
армянкой на русском языке, назвав ее сестрой. После, узнав какой она
национальности, пришелец перешел на армянский язык. Пересекший миллионы
световых лет инопланетный космонавт поинтересовался, какой национальности люди
живут в городе Шуша, и очень расстроился, узнав, что там живут азербайджанцы.
На прощание брат-пришелец открыл Анаит большой секрет о том, что «Шуша была чисто армянским городом, и что
она снова станет армянским городом».
Эта байка
вспомнилась мне при прочтении на сайте tert.am откровений специалиста
декоративно-прикладного искусства с птичьем именем и каменным личиком Агавни (в
переводе с армянского - голубка) Газазян
(http://www.tert.am/ru/news/2017/04/11/Gazazyan/2338010).
«Даже в годы
Советского Союза продавались книги, в которых наши армянские ковры
представлялись в качестве азербайджанских. Но понимающий человек знает, что
если есть крест, то это не их культура. В Западной Армении снимали двери
церквей и представляли в их музеях. Посетители видели на этих дверях крест, ни
у азербайджанцев, ни у турков нет крестов», - сказала она, добавив, -
«настолько глупые, что не понимают – буквы стерли, а кресты остались. А
изображение креста используем мы».
Даже мало-мальски
грамотный специалист не станет отрицать,
что появление на свет ковра и его совершенствование было исторически
обусловлено особенностями быта кочевых скотоводческих племен и определялось
условиями географической среды. Без ковров, которые и пол, и стены, и дверь, и
«мебель» — стол, и постель, и «гардероб», и украшение, и дорожная сумка —
хурджун, и знак племенной принадлежности, и показатель достатка семьи, и еще
многое другое —была немыслима жизнь кочевника. Да и основное сырье для
производства ковров – шерсть, могло быть в достатке только у скотоводов.
К примеру,
азербайджанские ковры «Челеби» преподносятся в качестве изделий, созданных в
армянском селении Джраберд (Челаберд или иначе Чораберд). В таких источниках
как «Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа» (СПб., 1913) под авторством
А.С. Пиралова и «Ковровое производство
Закавказья» (Тифлис, 1932) М.Д. Исаева нет упоминания о том, что в армянском
селении Джраберд распространено ковроделие. Родиной этого ковра являются села Челеби Джабраильского и
Бардинского районов Азербайджана.
Если армяне рвут
глотку о том, что все, включая и воздух, на Кавказе принадлежит им, то
вышесказанное должно навести их на определенные размышления относительно образа
их жизни. Не говоря уже о таком символе как крест. Этот символ первым стали
широко использовать древние египтяне. В египетской традиции существовал крест с
кольцом, анх, символ жизни и богов. В
Вавилоне крест считался символом Ану — бога небес. В Ассирии крест, заключённый
в кольцо, был одним из атрибутов Ашшура — бога Солнца.
Символ креста
использовался в различных формах языческого поклонения силам природы до
появления христианства, что подтверждают археологические находки практически по
всей территории Европы, в Индии, Сирии, Персии, Египте, в Северной и Южной
Америке. И до сих пор крест служит религиозным символом в странах, на которые
не распространяется влияние христианских церквей. Например, у древних тюрков,
исповедовавших тенгрианство, существовал знак «аджи» — символ покорности в виде
креста, нанесенного на лоб краской или в виде татуировки.
Так что, голубушка
Агавни может пополнить свой интеллектуальный багаж – крест у тюрков был. Скажу
больше, на ковры наносился и такой солярный символ как свастика. Она конечно,
как и многие другие тешит себя мыслью, что армяне являются первыми христианами
на Кавказе и поэтому все церкви на указанной территории априори должны быть
армянскими, а не скажем албанскими или грузинскими.
После упразднения и
передачи в 1836 году албанской церкви в лоно Эчмиадзина, в албанские храмы были вмонтированы плиты из
плотного известняка с армянской инвентаризационной надписью. В то время как все
культовые сооружения этого региона, в том числе церковь в селе Киш и целый ряд
исторических памятников левобережья Куры, были построены из четвертичного
травертина.
Кроме того,
потомков кавказских албан - удин стали регистрировать как армян. В 1853 году
был издан указ о том, чтобы удины прекратили посещать свои церкви, и чтобы
рядом с местами их проживания были построены армянские.
Архитектурный стиль
многих церквей в Карабахе и на территории современной Армении является стилем
албанских храмов. Среди культовых памятников удинского этноса выделяется
Лекидский монастырь, от которого сегодня сохранились лишь внешняя стена и
некоторые сооружения, включая подземные хранилища. Албанской церкви также
принадлежали храмы - Мамрухский (Закатальский район - IV в.); св. Елисея
(VI-ХIII вв.), Хатраванкский (ХIII в.), Большой Аранский (VI-ХIII вв.),
Гандзасарский (Агдеринский район - ХIII в.); Едди Килися (Кахский район -
V-VIII вв.); Амарасский (Мартунинский район - IХ-ХIII вв.); Хотаванкский
(Кельбеджарский район - ХIII в.); Хамшиванкский (Кедабекский район - ХIII в.);
Гютаванкский (Гадрутский район - ХIII в.); Татевский (Зангезурский район -
IХ-ХI вв.), Агарцинский (Иджеванский район, IХ-ХIII вв.), Гошаванкский (XI-ХIII
вв. Иджеванский район); Кечарисский (Иджеванский район - ХI-ХIII вв.).
То же самое можно
сказать о судьбе грузинских церквей. Высекая армянские надписи на старинных
грузинских церквах, они выдаются как историко-культурное наследие армянского
народа. Об этом подробно написал Бондо
Арвеладзе в книге ««Армянские» или грузинские церкви в Грузии?!».
Свое короткое и
бездарное выступление в прессе Газазян завершила чисто по-армянски, заявив, что
«во всем мире ни у одной другой нации нет такой культуры, как наша». «Культура
каждой нации внутри их стран, а наша культура по всему миру», - заявила она.
Иными словами,
голубушка Агавни как бы, между прочим, отметила, что вся планета Земля является
армянской, что пирамиды в Египте, равно как и в Южной и Центральной Америке,
Великая китайская стена, Стоунхендж и другие сооружения являются делом рук
армян. Как специалисту декоративно-прикладного искусства ей не составит труда
объяснить это, опять же в глупой и безапелляционной форме.
Читая заявления
Агавни Газазян и ей подобных, все больше склоняешься к мысли, что армяне
испокон веков нагло присваивают себе культуру, историю и землю соседних
народов. Иначе как можно объяснить слова о том, что «наша культура по всему
миру».
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий