суббота, 15 апреля 2017 г.

Вся планета Земля является армянской


В далеком 1990-м году издававшаяся на армянском языке в Нагорном Карабахе газета «Джаберд» опубликовала статью о том, что жительница села Кочогот по имени Анаит Шахриманян встретилась с инопланетянином.

Гуманоид, смахивающий на человека только с зеленоватым цветом кожи, начал разговор с армянкой на русском языке, назвав ее сестрой. После, узнав какой она национальности, пришелец перешел на армянский язык. Пересекший миллионы световых лет инопланетный космонавт поинтересовался, какой национальности люди живут в городе Шуша, и очень расстроился, узнав, что там живут азербайджанцы. На прощание брат-пришелец открыл Анаит большой секрет о том,  что «Шуша была чисто армянским городом, и что она снова станет армянским городом».

Эта байка вспомнилась мне при прочтении на сайте tert.am откровений специалиста декоративно-прикладного искусства с птичьем именем и каменным личиком Агавни (в переводе с армянского - голубка)  Газазян (http://www.tert.am/ru/news/2017/04/11/Gazazyan/2338010).   

«Даже в годы Советского Союза продавались книги, в которых наши армянские ковры представлялись в качестве азербайджанских. Но понимающий человек знает, что если есть крест, то это не их культура. В Западной Армении снимали двери церквей и представляли в их музеях. Посетители видели на этих дверях крест, ни у азербайджанцев, ни у турков нет крестов», - сказала она, добавив, - «настолько глупые, что не понимают – буквы стерли, а кресты остались. А изображение креста используем мы».

Даже мало-мальски грамотный  специалист не станет отрицать, что появление на свет ковра и его совершенствование было исторически обусловлено особенностями быта кочевых скотоводческих племен и определялось условиями географической среды. Без ковров, которые и пол, и стены, и дверь, и «мебель» — стол, и постель, и «гардероб», и украшение, и дорожная сумка — хурджун, и знак племенной принадлежности, и показатель достатка семьи, и еще многое другое —была немыслима жизнь кочевника. Да и основное сырье для производства ковров – шерсть, могло быть в достатке только у скотоводов.

К примеру, азербайджанские ковры «Челеби» преподносятся в качестве изделий, созданных в армянском селении Джраберд (Челаберд или иначе Чораберд). В таких источниках как «Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа» (СПб., 1913) под авторством А.С. Пиралова  и «Ковровое производство Закавказья» (Тифлис, 1932) М.Д. Исаева нет упоминания о том, что в армянском селении Джраберд распространено ковроделие. Родиной этого ковра  являются села Челеби Джабраильского и Бардинского районов Азербайджана.

Если армяне рвут глотку о том, что все, включая и воздух, на Кавказе принадлежит им, то вышесказанное должно навести их на определенные размышления относительно образа их жизни. Не говоря уже о таком символе как крест. Этот символ первым стали широко использовать древние египтяне. В египетской традиции существовал крест с кольцом,  анх, символ жизни и богов. В Вавилоне крест считался символом Ану — бога небес. В Ассирии крест, заключённый в кольцо, был одним из атрибутов Ашшура — бога Солнца.

Символ креста использовался в различных формах языческого поклонения силам природы до появления христианства, что подтверждают археологические находки практически по всей территории Европы, в Индии, Сирии, Персии, Египте, в Северной и Южной Америке. И до сих пор крест служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние христианских церквей. Например, у древних тюрков, исповедовавших тенгрианство, существовал знак «аджи» — символ покорности в виде креста, нанесенного на лоб краской или в виде татуировки.

Так что, голубушка Агавни может пополнить свой интеллектуальный багаж – крест у тюрков был. Скажу больше, на ковры наносился и такой солярный символ как свастика. Она конечно, как и многие другие тешит себя мыслью, что армяне являются первыми христианами на Кавказе и поэтому все церкви на указанной территории априори должны быть армянскими, а не скажем албанскими или грузинскими.

После упразднения и передачи в 1836 году албанской церкви в лоно Эчмиадзина, в  албанские храмы были вмонтированы плиты из плотного известняка с армянской инвентаризационной надписью. В то время как все культовые сооружения этого региона, в том числе церковь в селе Киш и целый ряд исторических памятников левобережья Куры, были построены из четвертичного травертина.

Кроме того, потомков кавказских албан - удин стали регистрировать как армян. В 1853 году был издан указ о том, чтобы удины прекратили посещать свои церкви, и чтобы рядом с местами их проживания были построены армянские.

Архитектурный стиль многих церквей в Карабахе и на территории современной Армении является стилем албанских храмов. Среди культовых памятников удинского этноса выделяется Лекидский монастырь, от которого сегодня сохранились лишь внешняя стена и некоторые сооружения, включая подземные хранилища. Албанской церкви также принадлежали храмы - Мамрухский (Закатальский район - IV в.); св. Елисея (VI-ХIII вв.), Хатраванкский (ХIII в.), Большой Аранский (VI-ХIII вв.), Гандзасарский (Агдеринский район - ХIII в.); Едди Килися (Кахский район - V-VIII вв.); Амарасский (Мартунинский район - IХ-ХIII вв.); Хотаванкский (Кельбеджарский район - ХIII в.); Хамшиванкский (Кедабекский район - ХIII в.); Гютаванкский (Гадрутский район - ХIII в.); Татевский (Зангезурский район - IХ-ХI вв.), Агарцинский (Иджеванский район, IХ-ХIII вв.), Гошаванкский (XI-ХIII вв. Иджеванский район); Кечарисский (Иджеванский район - ХI-ХIII вв.).

То же самое можно сказать о судьбе грузинских церквей. Высекая армянские надписи на старинных грузинских церквах, они выдаются как историко-культурное наследие армянского народа. Об этом подробно написал  Бондо Арвеладзе в книге ««Армянские» или грузинские церкви в Грузии?!».

Свое короткое и бездарное выступление в прессе Газазян завершила чисто по-армянски, заявив, что «во всем мире ни у одной другой нации нет такой культуры, как наша». «Культура каждой нации внутри их стран, а наша культура по всему миру», - заявила она.

Иными словами, голубушка Агавни как бы, между прочим, отметила, что вся планета Земля является армянской, что пирамиды в Египте, равно как и в Южной и Центральной Америке, Великая китайская стена, Стоунхендж и другие сооружения являются делом рук армян. Как специалисту декоративно-прикладного искусства ей не составит труда объяснить это, опять же в глупой и безапелляционной форме.

Читая заявления Агавни Газазян и ей подобных, все больше склоняешься к мысли, что армяне испокон веков нагло присваивают себе культуру, историю и землю соседних народов. Иначе как можно объяснить слова о том, что «наша культура по всему миру».

Заур Нурмамедов

Комментариев нет:

Отправить комментарий