четверг, 20 августа 2015 г.

Армяне очень благодарны российскому «эксперту» за эти старанья, пусть даже и безграмотные

Хотя Евстратов как историк должен знать, что…

 

За время существования нагорно-карабахского конфликта азагитпроп успел столкнуться с разного рода «экспертами», пытающихся подвизаться на этой ниве и сделать себе имя. Среди этих «экспертов» есть блядник Сергей Шакарянц (http://vesti.az/news/196370), блядослов Фахраддин Абосзода (http://vesti.az/news/251810), дающая маху Марина Григорян (http://vesti.az/news/238969), мечтатель-идиот Александр Микаэлян (http://vesti.az/news/223944), мастер эпистолярного жанра Герман Стерлигов (http://vesti.az/news/258207), Лошпед №2 Станислав Тарасов (http://vesti.az/news/259916) и многие другие.

С недавних пор полку этих «экспертов» прибыло. Им оказался три специалиста в одном теле (историк, политолог и публицист) Антон Евстратов. На днях в российском издании «Независимая газета» вышла писанина многопрофильного «эксперта» под названием «Колокольни и минареты Карабаха» (http://www.ng.ru/problems/2015-08-19/6_karabah.html), в котором он затронул тему религиозных прав и свобод в «Нагорно-карабахской республике».

Удивляет публикация подобного материала в одной из популярных российских газет, мимо редакторов которой прошли не закавыченные слова Евстратова о «независимом Карабахе».

По его словам, по соотношению христиан к гражданам другого вероисповедания «НКР» находится на втором месте после Ватикана. «Произошло это после исхода из Арцаха азербайджанцев-мусульман», - сообщает «эксперт» в кубе. При этом, не указав причин, по которым азербайджанцев насильно изгнали с территории Нагорного Карабаха и сопредельных семи районов Азербайджана. Ранее азербайджанцы были изгнаны из самой Армении. Кульминацией этой политики этнических чисток армян стала массовая резня мирных жителей азербайджанского города Ходжалы. В результате в Азербайджане насчитывается около 1 миллиона беженцев и вынужденных переселенцев.  

Упоминает в своей писанине Евстратов и о Гандзасарском монастыре. По его словам,  «монастырь Гандзасар стал настоящим политическим центром средневековой Армении – именно гандзасарский католикос Есаи Асан-Джалалян организовал переговоры армян с российским императором Петром I, инициировал сопротивление персам, туркам и соседним тюркским племенам».  

Когда создавался Гандзасарский монастырь, в Нагорном Карабахе жили не армяне, а армянизированные потомки жителей Кавказской Албании. Армянские ученые очень сильно постарались убрать следы албанского присутствия в Нагорном Карабахе, в частности в Гандзасарском монастыре (http://www.rizvanhuseynov.com/2014/06/blog-post.html). Но они не смогли уничтожить этническое самосознание жителей Карабаха, которые называли эту территорию Агванским краем, а себя агванами. В письме к Петру Первому они отмечали, что «мы агваны (то есть албаны – ред.) и по нации утийцы» (Архив ВПР, МИД СССР, ф. «Сношения России с Арменией», 1724, № 4, л. 27). И раз речь зашла об агванском (а не гандзасарском) католикосе Есаи Асан-Джалалян, то Евстратову будет очень интересно узнать о том, что написанный труд этого священнослужителя называется «Краткая история Агванкского края». К агванам мы вернемся чуть ниже.

Далее Евстратов отмечает, что «в народе до сих пор помнят диаконов Раффи и Тер-Корюна и священника Тер-Григора, взявших в руки оружие во имя своего народа. Излишне говорить, что во многом активности церковных деятелей способствовало мусульманское (пусть и формальное) вероисповедание азербайджанцев, которое видится в армянской среде как символ захвата и порабощения». Христианский священник с оружием в руках не очень соответствует христианской морали, и больше напоминает крестоносцев и иезуитов.

Что касается того, что мусульманское вероисповедание в армянской среде видится как символ захвата и порабощения, то с этим «эксперт» явно переборщил. Сами армяне признают, что после прихода арабских завоевателей на Южный Кавказ армянская церковь пользовалась большим признанием, чем под властью Византии и Сасанидов (Herzig, Kurkichayan Edmund, Marina. The Armenians: Past and Present in the Making of National Identity. — Routledge, 2005. — P. 42–43).

Не говоря уже о том, что тюркский правитель государства Каракоюнлу Джахан Шах в 1441 году подарил армянской церкви Эчмиадзин в качестве резиденции, после того как мамлюки уничтожили Киликийское царство и лишили армянское духовенство резиденции в Сисе.  

Очередной ляп Евстратов допускает, когда он упоминает о мечетях Нагорного Карабаха. Эти культовые сооружения он называет «персидскими» и не имеющими отношения к Азербайджану. Он приводит слова блогера Шагена Назаряна о том, что шушинские мечети являются типичными иранскими культовыми сооружениями по своей планировке. Пишущего многочисленные материалы по Ирану Евстратова не смутили слова армянского блогера, хотя он как историк должен знать, что азербайджанцы и персы исповедуют шиизм, отсюда и возможна схожая планировка культовых сооружений. Хотя карабахские мечети не имеют никакого отношения к персидской архитектурной школе.

Мечети в азербайджанском городе Шуша строил архитектор Кербалаи Сефихан Карабаги (1817-1910). Он был представителем созданной в Карабахе своеобразной архитектурной школы. Характерной особенностью творчества Кербалаи Сефихана Карабаги было рациональное и умелое использование традиций азербайджанского зодчества.

Он возвел мечеть в Агдаме (1868-1870), Ашагы (Нижняя) мечеть (1874-1875), Юхары (Верхняя, 1833) мечеть или мечеть Джума (Пятничная) и другие городские мечети в Шуше, мечеть Гаджи Алекпер (1890) в городе Физули, мечети в поселке Горадиз (1891-1908) и деревне Гочахмедлы (1906) Физулинского района, Татарскую мечеть (1870) в Одессе, мечеть Гарабаглылар (1880) в Ашхабаде и др. здания.  Благодаря Кербалаи Сефихану карабахский регион получил единый тип мечетей с присущей только им организацией внутреннего пространства - членение каменными колоннами на двухэтажные галереи и использование купольными перекрытиями. 

Как видно из дат постройки мечетей они приходятся на вторую половину XIX века. В этот период территория Карабаха входила в состав Российской империи, эти мечети строил азербайджанский архитектор по своему стилю и почему эти культовые сооружения должны называться персидскими?    

Отмечая про то, что карабахские сепаратисты реконструируют мечети, Евстратов не упомянул про один особенный для армян памятник. Судя по его писанине за 2014 год (http://riafan.ru/48285-nagornyiy-karabah-nepriznannyiy-no-realnyiy) он не единожды был в Карабахе и посему должен знать о разрушенном армянами в 1988 году памятнике на территории села Марагашен-Ленинаван. Этот памятник был открыт в 1978 году в честь 150-летия переселения армян в Карабах.

А до них здесь жили албаны. После перехода азербайджанских ханств под контроль Российской империи туда началось массовое переселение из Персии и Турции армян (А.С. Грибоедов - Переселение армян из Персии в наши провинции. Письма и записки). В 1911 году исследователь Николай Шавров писал: «Из 1,300,000 армян населявших Кавказ в 1908-м году более 1,000,000 не являются коренными и были переселены сюда нами» (Н. И. Шавров, «Новая угроза русскому делу в Закавказье», Санкт-Петербург, 1911, стр. 59–61).

По данным рус­ского этнографа и историка С.П.Зе­линского, за исключением населе­ния трех зангезурских деревень, жители всех армянских деревень являются пришельцами из при­граничных провинций Ирана - Карадага, Гермели, Хоя и Салмаса (Зелинский С.П. Экономический быт государственных крестьян Зангезурского уезда Елизаветпольской губернии. Тифлис, 1886 г., с.10).

Исследователь А.Я.Хан-Агов пишет, что «население Джаванширского уезда (Нагорного Карабаха – ред.) в основном тюрки, армяне же приехали сюда из других мест». Он также отмечает, что «приезжие из Ирана армяне, во многом отличаются от местных карабахских языком, даже одеждой» (А. Е. Хан-Агов. Экономический быт государственных крестьян Джаванширского уезда Елизаветпольской губернии. /МИЭБГКЗК. — Тифлис, 1887, т. 6, с. 338).

В вышедшей в 1916 году в Петрограде книге историка Б.Ишханяна отмечается, что «армяне, проживающие в Нагорном Карабахе, частью являются аборигенами, потомками древних албанцев, а частью беженцами из Турции и Ирана, для которых азербайджанская земля стала убежищем от преследований и гонений». (Ишханян Б. Народности Кавказа. Петроград, 1916).

Известный советский историк-востоковед Илья Петрушевский в 1928 году совершил путешествие по Карабаху. Относительно армянских монастырей Петрушевский писал, что армяне сюда ходят очень редко, а последнее время вообще не ходят. «В этом смысле они проявляют большую скупость. Эти места чаще посещают местные тюркские скотоводы, особенно при переходах в зимние и летние пастбища. При этом они проявляют большую щедрость. Это еще раз доказывает, что армяне в этих местах люди пришлые и местные святые места вообще-то для них не являются таковыми, а азербайджанцы испокон веков, проживающие здесь передают веру в эти священные места из поколения в поколение».

В результате долгого изучения и исследования этноса, быта, культуры местного населения ученый пришел к следующим выводам: «Карабах никогда не был центром армянской культуры. Карабахская культура целостна и принадлежит она азербайджанскому народу» (И.П.Петрушевский. «О дохристианских верованиях крестьян Нагорного Карабаха», Воронеж, 1930, с 13).

Неплохо было бы Евстратову лично ознакомиться с этими российскими источниками, прежде чем писать свои нелепые опусы. Хотя уверен, что армяне очень благодарны ему за эти старанья, пусть даже и безграмотные. Как-никак еще один «славный эксперт» на их стороне. О таких, как Евстратов, известный польский писатель-сатирик Станислав Ежи Лец говорил: «Если у тебя нет хребта, не лезь вон из кожи»…

Заур Нурмамедов

Комментариев нет:

Отправить комментарий