вторник, 18 августа 2015 г.

Лошпед Кировабадский умер, да здравствует Лошпед №2

Армянский тезис об «отречении» от советского наследия предполагает восстановление территории Азербайджана на момент вхождения в состав СССР

 

Не успело остынуть тело откинувшего копыта Левона Мелик-Шахназаряна, он же Лошпед Кировабадский, остыть, как о себе решил напомнить Лошпед Кировобадский N 2 –историк, политолог, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов (оба родились в городе Кировабад – ныне Гянджа). Мол, не волнуйтесь «многострадальцы», я жив, здоров, и продолжаю смердеть.

В вышедшей статейке «Карабах: право на самоопределение выше принципа территориальной целостности» (http://www.regnum.ru/news/polit/1951771.html) на армянском сайте с российской пропиской, Лошпед № 2 затронул встречу президента Азербайджана Ильхама Алиева с членами правления Совета по прессе, приуроченную к 140-летию создания национальной печати.

Он привел слова И.Алиева о том, что следует шире освещать как историческую действительность, позицию Азербайджана, связанные с армяно-азербайджанским, нагорно-карабахским конфликтом, так и нынешнюю ситуацию в целом, так как Армения постоянно пытается не допустить выхода информации по существу вопроса.

«Однако прежде необходимо иметь перед глазами адекватную картину, поскольку проблема состоит не только и не столько в Армении. Сначала о сведениях общего характера. До 1918 года на территории Российской империи никакого Азербайджана вообще не существовало. Были Бакинское, Гянджинское, Карабахское ханства и т.д. Когда же мусаватисты провозгласили Азербайджанскую Республику, заимствовав этноним у одноименной иранской области, они фактически приватизировали историю Персии, но таким образом, что стали покушаться на Закавказье и даже Дагестан», - повторил заученную мантру преданный золотому тельцу адепт с надеждой занять освободившее место Лошпеда № 1.

Для выпускника исторического факультета Азербайджанского государственного факультета Тарасов несет откровенную околесицу. В истории до 1918 года существовало государство, в название которого входил топоним «Азербайджан». Это государство атабеков Азербайджана (Атабекан-и-Азербайджан), существовавшее с 1145 по 1225 годы. Помимо Южного Азербайджана, это государство охватывало также всю территорию сегодняшних Азербайджанской Республики и Республики Армения.

Историческая территория Азербайджана расположена от Дербенда на севере до Хамадана на юге, от Каспийского моря на востоке до Малой Азии на западе. На южных землях (до реки Аракс) в древности существовало государство Атропатена (ранее Мидия), а на северных – Кавказская Албания.

В VI веке, когда территории Атропатены и Кавказской Албании оказались в составе Сасанидского государства, оба вышеуказанные государственные образования вошли в одну административную единицу, которую Сасаниды называли Адурбадаганом. Позднее с приходом арабских завоевателей название этой территории стало звучать как Азербайджан.  
Позднее Надир-шах изменил сефевидское административно-территориальное деление страны, разделив государство на четыре беглярбекства - Азербайджан, Фарс, Ирак и Восточный Хорасан. В состав первого беглярбекства входили вся территория Азербайджана, ныне современной Армении, часть Грузии, Дагестана и Ирана.

В последующем при образовании ханств на землях беглярбекства Азербайджан в результате неудачной политики и последующей смерти Надир-шаха в середине XVIII века, эту территорию продолжали называть также. Об этом свидетельствуют российские документы XVIII века относительно Кавказа, в которых встречаются выражения «адербейджанские», «адырбайджанские» и «адербиджанские».

В указах российских императоров Петра I, Петра II, Павла I, в межгосударственных соглашениях, подписанных между Османской, Персидской и Российской державами, перечисляются земли Азербайджана, в том числе: Иреван, Карабах и др. В этих договорах Карабах, Ширван, Гянджа, Эривань, Нахичевань указаны в числе «ардибижанских провинций» (С. М. Броневский. Историческия выписки о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен Ивана Васильевича доныне. РАН. Институт востоковедения СПб. 1996.). Не говоря уже о многих авторах, имевших непосредственное отношение к Кавказу - Степан Бурнашев, Александр Грибоедов и др.

Так что утверждать о том, что этноним «Азербайджан» в 1918 году был заимствован у Ирана, является полным бредом. Эта байка придумана армянами, хотя у них самих на момент завоевания Российской империи Южного Кавказа не было своей государственности.
Население пяти карабахских меликств составляли армянизированные албаны. Но и они не представляли какую-либо существенную политическую силу. В заключенных между Персией и Россией Гюлистанских (заключен 12 октября 1813 г.) и Тюркменчайских (10 февраля 1828 г.) договорах, а также Курекчайском трактате, подписанным между карабахским ханом Ибрагимом и Российской империей о переходе ханства под власть России (14 мая 1805 г.) нет никакого упоминания об армянах или армянских владениях в Карабахе.

Хотя вначале продвижения Российской империи на Южный Кавказ некоторым местным ханствам был обещан протекторат с обязательством не вмешиваться во внутренние дела, независимость этих государственных образований была вскоре аннулирована. Взамен их были созданы Бакинская, Елизаветпольская, Эриванская губернии, Дагестанская область и Закатальский округ, а также просуществовавшая 12 лет Армянская область (созданная на территории бывших Эриванского и Нахчыванского ханств).

Продолжая демонстрировать армянским хозяевам свою преданность, Лошпед Кировобадский № 2 затронул вторую байку о том, что сепаратисты Нагорного Карабаха имели «правовое основание» провозгласить свое «независимое государство». 

По его словам, после провала августовского путча 1991 года Верховный совет Азербайджана принял декларацию о восстановлении независимости, которая существовала в 1918-1920 годы. «Для армян это означало, что правовая основа автономного статуса Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) советской эпохи отменяется… Азербайджан осуществил свое право на самоопределение с серьезными нарушениями территориальных прав не только Центра, но и всех народов, которых не спросили, как требовал ещё действовавший тогда закон: желают ли они последовать за тюркским большинством и порвать с Москвой. Степанакерт имел юридическое право не делать этого, чем и воспользовался», - продолжал повторять приятную для армянских ушей мантру Тарасов.

Принимая декларацию о государственной независимости от 30 августа 1991 года и затем – Конституционный Акт от 18 октября того же года, Азербайджан ни от чего не отказывался и не мог отказываться, тем более от своей собственной территории (см. статью 14 Акта).

Говоря о преемственности Азербайджанской Республикой своей независимой предшественницы 1918-1920 годов, авторы Конституционного Акта четко отметили в преамбуле документа, что речь идет о «преемственности демократических принципов и традиций Азербайджанской Демократической Республики» (АДР). Границы и территория АДР в документе вообще не упоминаются. А если бы и упоминались, то встал бы вопрос Зангезура и обширных территорий Шарурского, Газахского и других районов Азербайджана, входивших в те годы, наряду с Нахчываном и Карабахом, в состав АДР и переданных затем большевиками Советской Армении.

В тексте Конституционного Акта действительно имеется статья, признающая одно из исторических событий советского прошлого юридически недействительным в части, касающейся Азербайджана. Речь в данном случае идет о договоре об образовании СССР от 30 декабря 1922 (см. статью 3). Если применить логику хозяев Тарасова, то недействительными должны будут считаться все территориальные изменения, имевшие место после этой даты, но, не предшествующие ей.

Как известно, в 1922 году в СССР Советский Азербайджан вошел вместе с Карабахом и Нахчываном, правда, уже без подаренного Армении Зангезура. Начиная с этой даты территория Советского Азербайджана только сокращалась. В 1922 году Армении передали Дилижан и восточную Гёйчю, за счет передачи в 1929 году ряда сёл Зангеланского и Ордубадского районов Азербайджана, в том числе и будущего райцентра Мегри, являвшегося исторически пригородным селом Ордубада, был образован Мегринский район Армении. В 1938 году Армении передали части деревень Садарак и Керки, в 1969 году - летние пастбища Гарагел в Лачинском районе, территорию Чайземи в Губадлинском районе, Кемерли Газахского района, часть территории с залежами золота месторождения «Зод» в Кельбаджарском районе, в 1982 году - летнее пастбище Инджедере, часть земель деревень Кемерли, Асланбейли и Гаймаглы Газахского района, в 1986 году - 2500 гектаров пастбищных земель в Газахском районе.  

Поэтому логика армянских авторов тезиса об «отречении» от советского наследия предполагает восстановление территории Азербайджана на момент вхождения в 1922 году в состав СССР.
Окончательная точка в оформлении государственной независимости Азербайджанской Республики была поставлена уже после официального прекращения существования СССР: 29 декабря 1991 года на территории Азербайджана состоялся референдум, по результатам которого была выражена всенародная поддержка Конституционного Акта «О государственной независимости Азербайджанской Республики». Референдум, правда, кроме выражения воли народа Азербайджана, с юридической точки зрения уже ничего не определял, так как к тому времени Азербайджан стал независимым по факту распада СССР.

В своем опусе Тарасов не привел ничего нового по поводу нагорно-карабахского конфликта. То, что он отметил, часто озвучивается армянскими горе-аналитиками вроде блядника Сергея Шакарянца, требующего у ООН упразднения Азербайджана как государства, идиота-мечтателя Александра Микаэляна, а также блядослова Фахраддина Абосзода.    

Однако у Тарасова в отличие от вышеперечисленных «интеллектуалов» есть свой стиль – он любит носить одежду в полоску или в клеточку. По мнению психологов, одежду с полосками или в клеточку на уровне подсознания выбирают те, кто чувствует себя закрепощенным в какой-либо сфере жизни. Судя по антиазербайджанской и антитурецкой писанине Тарасова его закрепощенность базируется на армянском бреде. Этакий сорняк российского экспертного сообщества, к которому применимы слова сатирика Михаила Жванецкого: чем удобряли, то и выросло…

Заур Нурмамедов

Комментариев нет:

Отправить комментарий