Как писал в своих воспоминаниях
Дьяконов, «доказать азербайджанцам, что мидяне – их предки, я не смог…»
Как и следовало ожидать, моя
статья «Сухоруков, Кропотов, Ильяшевич и Шиманов – талыши, которые восстановили талышскую государственность…» вызвала ответную реакцию в виде бессмысленного
материала под громким названием «Реквием: В Баку забили последний гвоздь в гроб исторической науки».
Суть этой писанины заключается в
том, что автор этих строк «не смог назвать ни славной страницы Азербайджана,
тем более связанную с именем тюрков». Подобный «аргумент», использованный в
совместном труде армян и талышских сепаратистов, еще раз доказывает, что эти
армяно-талыши ровным счетом ничего не знают об истории Азербайджана. Поэтому
они и утверждают о том, что Манна, Мидия и Атропатена были талышскими
государствами, в составе Сефевидской державы существовало Гилянское беглярбекство,
а Муганская советская республика была попыткой возрождения талышской
государственности, не осознавая, что их глупые фантазии вызывают смех даже у
кур в Лянкяранских птицефермах.
Смехотворные доводы
армяно-талышей ничем не отличаются от «аргументов» рамолика Петроса Бедиряна,утверждающего, что азербайджанский и турецкий алфавиты на основе латинской графики созданы якобы Акопом Мартияном.
Приведенная армяно-талышами
ссылка на историка Играра Алиева, время от времени высказывавшего диаметрально
противоположные взгляды относительно происхождения мидян усугубила их
«аргументацию».
Кроме Играра Алиева историю Мидии
изучал советский и российский востоковед,
специалист по шумерскому языку Игорь Дьяконов. В отличие от Играра
Алиева он не противоречил самому себе в своих исследованиях.
Согласно исследованиям
И.Дьяконова в IX–VIII вв. до н. э. в Атропатене еще не говорили на иранском
языке, в VII-VI вв. до н.э. этот язык был мало известен или совсем непонятен.
(Введение в изучение в историю Мидии, стр. 58 и 60).
«В период, предшествующий
образованию Мидии Атропатены, одного какого-либо языка (либо иранского, либо
«каспийского») в Мидии, строго говоря, не было. «Мидийский язык» источников
(иранский) оставался еще племенным языком и, несмотря на свое значение и
распространение, все же, как можно предполагать по ряду данных, был лишь одним
из племенных языков Мидии (в особенности восточной). В пределах Мидии
Атропатены в рассматриваемый нами период, во всяком случае, имелись и другие
племенные языки, иного, не иранского происхождения» (там же стр. 77).
И. Дьяконов отмечал, что
мидийский язык, принадлежит к иранской ветви индоевропейских языков, но их ни в
коем случае не следует смешивать с наиболее известным из иранских языков –
персидским, который не является потомком древнеперсидского языка и складывался как литературный язык в IX–X вв.
н. э. в восточных областях, в значительной мере на основе говоров, вошедших в
таджикский язык (Введение в изучение в историю Мидии, стр. 74-75).
Итак, Дьяконов утверждал, что
язык мидян был не иранского происхождения, хотя в созданной империи с учетом
большинства племен они государственным сделали иранский язык, и это произошло
во многом благодаря владычеству скифов на указанной территории.
Как писал в своих воспоминаниях
Дьяконов, «доказать азербайджанцам, что мидяне – их предки, я не смог, потому
что это все-таки не так. Но «Историю Мидии» написал – большой, толстый,
подробно аргументированный том».
Но доказать, что мидяне одни из
предков азербайджанцев, смогли другие ученые. Так, раннесредневековые греческие
писатели (Менанддр и Прокопий Кесарийский) под киммерийцами, скифами и саками
однозначно подразумевают тюрок.
По мнению тюрколога Мирфатыха
Закиева, только часть скифов была тюрками, а другие народы носили этот этноним
в силу доминирования скифов над ними. На основе лингвистических и
археологических данных можно прийти к мнению, что в составе скифской империи
были племена, говорившие на разных языках, в том числе тюркских. А правившие
Скифской империей «царские скифы» были тюркским этносом.
Согласно письменным сведениям,
название Манна впервые фиксируется в источниках в IX веке до н.э. Одной из
провинций Манны письменные источники называют Зикирту. В ассирийских источниках
название этой провинции фиксируется как kur. Zikirtu. Название этой провинции
сопоставляется с племенем сагартиев. Исследователи локализуют сагартиев к
востоку от озера Урмия. Особенности тюркских племенных названий позволяют
свидетельствовать о том, что, фиксируемое в письменных источниках kur. Zikirtu,
являлась письменным свидетельством наличия скифов в данном регионе уже с в IX
века до н.э. Это уже позволяет пересмотреть вопрос переселения скифов в
указанный регион из северного Причерноморья.
Кроме того, существует гипотеза о
том, что тюркские языки стали симбиозом хурритского и языков коренных племен
Центральной Азии. Как известно хурритские племена населяли государство Манна,
существовавшее в X—VII веках до н. э., к югу и востоку от озера Урмия. Из
шумерских источников нам становится известно о существовании вокруг озера Урмия
некой страны под названием "Аратта" (Arattaa). Шумерские клинописные
источники переводят это название, как "Страна гор" или "Горная
страна".
В известных эпосах древности (к
примеру, в шумерских эпосах "Эн-Меркар и правитель Аратты",
"Эн-Меркар и Лугалбанда") также встречается название этой страны.
Согласно этим древним эпосам, некоторые правители Аратты основывали города в
Месопотамии (к примеру, древний город Урук), а ряд героев шумерских этносов
вели свое происхождение именно от этой страны.
Согласно тем же шумерским
клинописным источникам, государственное образование "Аратта" (оно,
согласно источникам, имело своих царей) возникло здесь в IV – III тысячелетиях
до н.э.
Самое интересное на наш взгляд,
что во всех этих источниках название Аратта переводится, как "Горная
страна". Однако ни в одном языке древности нет понятия "аратта",
которое означало бы "горная страна" или вообще было связано с
понятием "горы". Ни в одном, кроме тюркского языка.
Только в тюркском языке данное
окончание -таа имеет значение "гора"(tau, taw, dag). Таким образом,
слово "arattaa" из шумерских источников в тюркском языке может иметь
несколько значений:
Первое значение. Учитывая
свойственную тюркским языкам замену фонем р//л, можно сделать вывод, что слово
"аратта" родственно современному слову "алтай".
Сравните: Араттаа – Алаттаа –
Алатау – Алатей – Алтай (учитывайте также, что Алатау, Алатей, Алтай – это
названия с корнем "тау" (гора), до сих пор имеющиеся в тюркских
языках).
Итак, шумерская Arattaa (учитывая
вышеуказанную замену фонем – Alattaa) в тюркских языках может означать либо
"Великие горы" (от тюркского ulu - великий), либо же "Красные
горы" (от тюркского "al" - красный), где вторая часть - tau -
по-тюркски гора.
Интересна и другая версия
прочтения шумерского слова "Arattaa" - Эльтау (с тюркскими корнями El
и Tau). Интересна она потому, что такое прочтение полностью объясняет сам
шумерский перевод этого слова: шумеры назвали Араттаа "страной гор",
а если прочесть по-тюркски Эль-тау, получается точно такой же перевод – El
(страна, народ) Tau (гора) – "Страна гор".
В подтверждение этой версии лишь
отметим, что спустя около тысячи лет, то есть уже во времена Мидийского
царства, в источниках было зафиксировано название Элатее-Алатау, относящееся к
этой же территории.
Еще больший интерес историков и
этнологов вызывает племя и государственное образование Турукки (Turuk),
существовавшее во II тысячелетии до нашей эры близ озера Урмия в Южном
Азербайджане. Ряд исследователей считает эти племена потомками жителей
"Горной страны" – Аратты.
Название племени с четко
выделенным корнем Turk говорит о возможном тюркском его происхождении. Более
того, мы допускаем, что этноним "турук" ("türük") – это
самая ранняя форма самоназвания "тюрк". Если это так, тюрки в
Передней Азии под этим самоназванием были известны миру (аккадцам, ассирийцам,
вавилонянам) еще четыре тысячи лет назад, хотя официальная история, не вдаваясь
во все подробности, почти голословно отрицает даже возможность этого.
В пользу того, что Турук (Дуруг)
– это ранняя форма названия "тюрк" говорит следующий интересный факт:
Индийские и тибетские источники раннего средневековья уже известных тогда всему
миру тюрков все еще именуют, как "турук", "дуруг",
"турукка".
Это означает то, что в древности
определенное тюркское племя также могло именоваться соседями индоевропейского
происхождения, как "турук" (турукк).
Вот что отмечает по этой же теме
академик Зелик Ямпольский: "В XIV веке до н.э. в древних ассирийских
клинописных источниках отмечается, что на территории Азербайджана, в районе
озера Урмия проживали туруки. Это сведение может служить доказательством того,
что тюрки являлись древним населением Азербайджана. В урартских клинописных источниках
отмечается существовавшая в Азербайджане область, в которой проживал народ
"турух". Это сведение мы также считаем доказательством того, что
тюрки с древности проживали в Азербайджане…" (Ямпольский З.И. О тюрках V
в. до н.э. – Ученые записки АГУ им. С.М.Кирова. Сер. Языка и литературы. 1979,
№5-6).
А что могут в противовес
вышеприведенным фактам поставить армяно-талыши?! Только бред о том, что
население Манны, Мидии и Атропатены, также как Атропат, Бабек, Джаваншир, Сафи ад-Дин и его потомок Шах Исмаил были талышами.
Лучше им задуматься над другими
вопросами: какие же племена являются их предками и откуда взялось название их
этнонима?
На территории Азербайджана есть
множество топонимов с названием Талыш. Это населенные пункты в Агдеринском,
Гаджигабульском, Тертерском, Губинском, Исмаиллинском, Агсуинском,
Шамкирском, Ходжавендском и Гёранбойском
районах. Одно из пяти меликств Карабахского ханства Гюлистан называли также и
Талыш.
Кроме того, в Арагацотнской
области Армении расположено село Талиш.
Сотрудник Института Истории
Национальной академии наук Азербайджана, исследователь творчества Шаха Исмаила
Хатаи, доктор философии истории Дилавер Азимли предполагает, что слово «талыш»
произошло от тюркского слова «талас».
Так, по территории Казахстана и
Кыргызстана протекает река Талас. В Кыргызстане также имеется одноименная
область. Согласно ученым, ойконим Талас произошел от тюркского слова «тараз» -
«плотина на реке; сооружение, распределяющее воду по нормам и объемам».
Имя Талыш распространено у
тюркских народов. К примеру, представитель династии Чобанидов по имени Талыш
правил Керманом и Фарсом, а одним из правителей Волжской Булгарии был Талыш Аль Булгари. Sapienti sat!
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий