Сейфаддин Гурбанов: «По заказу посольства Ирака в Украине я создал «Антистатую Свободы»»
Практически нигде в мире невозможно встретить крупный город,
большинство памятников и мемориальных досок в котором созданы только
одним скульптором. В этом отношении город Харьков является приятным
исключением. Достаточно пройтись по центральным улицам города, чтобы
увидеть произведения созданные руками уроженца Азербайджана и народного
художника Украины Сейфаддина Гурбанова – композиции «Скрипач на крыше»,
«Первая учительница», «Инспектор ГАИ», памятники Алексею Бекетову,
Александру Невскому и Ярославу Мудрому, мини-копии «Семи чудес Харькова»
на площади Архитекторов и многое другое.
Сам С.Гурбанов человек очень одаренный и творческий. Достаточно
заглянуть в его мастерскую, чтобы понять насколько он обладает ярким и
богатым воображением. В его взгляде отражаются результаты сотворенного
действа, приведшего неутомимый человеческий дух к ощущению гармонии.
Секрет его успеха - это полная отдача искусству и скромность,
украшающая великих мастеров. Его творения красноречиво говорят за своего
создателя.
Представляем читателям Vesti.Az интервью с
почетным гражданином Харьковской области, народным художником Украины и
заведующим кафедрой скульптуры Харьковской государственной академии
дизайна и искусств (ХГАДИ) Сейфаддином Гурбановым.
- Часто ли вы проходите мимо ваших работ в Харькове?
- Каждый будний день я еду на работу в ХГАДИ и по дороге проезжаю
несколько своих работ. Я преисполнен гордости тем, что в Харькове
находится большинство моих работ. Несколько лет назад глава Харьковского
городского совета Геннадий Кернес в местном телеэфире даже заявил:
«Почему везде Гурбанов?». Несмотря на то, что между мной и Кернесом
достаточно теплые отношения, последний несколько раз публично заявлял,
что повсюду в Харькове он встречает только мои произведения, а не других
скульпторов.
- А вы ответили Кернесу?
- Да, конечно. Я позвонил Добкину (Михаил Добкин был председателем
Харьковской областной государственной администрации, ранее возглавлял
Харьковский городской совет – ред.) и сказал ему, что я занят
благородным делом, иногда даже бесплатно создаю памятники для города.
Но, тем не менее, Кернес недоволен тем, что большинство памятников для
Харькова создаю я. На что Добкин ответил, что сейчас позвонит Кернесу и
уточнит его позицию. Через несколько минут ко мне позвонил сам Кернес.
Он обратился ко мне: «Саша, так меня многие в Харькове называют, ну это
же мое личное мнение. И оно не должно тебя задевать».
Отмечу, что слова Кернеса меня не задели. Мне просто было интересно, с
чем было связано его мнение обо мне как скульпторе. Я продолжал творить
для города и мне никто не мешал делать свою работу.
- Какое самое любимое произведение, созданное вашими руками? Я
понимаю, что для мастера все его произведения являются своего рода
детьми, между которыми он не ставит никакой разницы, но все же…
- Мне очень тяжело ответит на ваш вопрос. Как вы сами заметили, мне
трудно выбрать из моих творений самый лучший. Подобный вопрос я довольно
часто слышу от журналистов. Я отвечаю им, что самая моя лучшая работа
еще не создана. Каждое мое творение это часть меня самого, порывы моей
души, проблески моей фантазии, труда и бессонных ночей. Состояние моей
души, того, что я чувствовал и испытывал в момент создания. Все для меня
родное и от этого отрекаться было бы большим грехом.
Я начал создавать памятники для Харькова еще при Евгении Кушнарёве
(председатель Харьковской областной государственной администрации в 2000
-2004 годах – ред.). До этого в Харькове было несколько классических
памятников. При Кушнарёве в Харькове стало много памятников, которые
создал я. Эти памятники изменили облик города, чему я очень рад.
Ко мне обращались городские власти для создания памятника. Я сам
создавал эскиз и выбирал место для установки памятника. В этих вопросах
мне предоставляется полная свобода действий. Никогда в мой адрес не
озвучивалась острая критика по поводу созданных памятников.
По личной инициативе ныне покойного Кушнарёва в 2004 году за весомый
вклад в развитие Харькова мне дали звание заслуженного художника Украины
и наградили орденом «Слобожанская слава». Так получилось, что
современный облик Харькова создавал я. Мои скульптуры умножали
своеобразие города, создавали духовную связь жителей с городским
пространством. За это я получил почетные звания «Народный художник
Украины» (2010 год) и «Почетный гражданин Харьковской области» (2011
год).
- Ваша последняя работа связана с известным фильмом «Свадьба в
Малиновке». В августе 2013 года в поселке Малиновка Чугуевского района
Харьковской области был открыт памятник, который представляет собой
эпизод из фильма, где персонажи киноленты Попандопуло и Сметана делят
содержимое сундука. Он отличается от других ваших работ. Не могли бы
рассказать предысторию создания этого памятника?
- Как всегда мне дали заказ на создание памятника в поселке Малиновка,
связанный с известным фильмом. И соответственно, я должен был создать
эскиз. Я решил создать нечто оригинальное, нестандартное.
Когда глава администрации Чугуевского района обратился ко мне для
создания памятника, он сказал что полагается на мой профессионализм. Для
меня эта была не совсем стандартная ситуация, параллельно я ёще
создавал 6-7 памятников и буквально разрывался на части. Поэтому я
сперва решил заново посмотреть этот фильм для создания окончательного
эскиза. Как только я вставил диск с фильмом в DVD-плеер на экране
телевизора появилась сцена, где Попандопуло и Сметана делят содержимое
сундука. Этого мне было достаточно, чтобы обрисовать в голове эскиз
будущего памятника. Этот памятник я выполнил в виде композиции из
нескольких фигур. Чтобы их связать, нужно точно передать мимику, связать
фигуры между собой. В этом памятнике связующим звеном выступает именно
сундук. Его можно использовать как скамейку и фотографироваться на фоне
памятника. Мою идею одобрили, и я успел сдать памятник в оговоренный
срок.
- Много ли у вас способных студентов?
- Когда мне передали заведовать кафедрой скульптуры ХГАДИ, я поручил
выпускникам делать свои дипломные работы создавать свои творения из
камня. Если вы находились около ХГАДИ, то могли заметить на фасаде
каменные скульптуры. Это дипломные работы выпускников вуза. Я приглашал
на защиту дипломных работ представителей общественности. Мои студенты
выставляли свои работы перед зданием вуза, чтобы каждый прохожий мог
оценить его талант. Защита дипломных работ транслировалась даже по
местным телеканалам. Считаю, что благодаря преподавателям ХГАДИ Украина
получает и еще получит многих талантливых скульпторов.
В позапрошлом году мне предлагали стать ректором, но я отказался. Я
творческий человек, должность ректора будет сковывать мое творчество.
Хотели создать единый вуз на базе слияния ХГАДИ и Харьковского
национального университета городского хозяйства. Я воспротивился этому,
заявив, что не стоит ликвидировать вузы и наносить непоправимый вред
многим от этого шага.
Как творческий человек я не могу представить себя вне своей мастерской.
- У вас есть студенты из Азербайджана?
- У меня был студент из Азербайджана. Он сын моего друга скульптора,
одного из авторов памятника «20 января» Джаваншира Дадашева. В 2013 году
он приехал учиться в магистратуру ХГАДИ и уехал в этом году обратно на
родину.
- Есть ли ваши работы в Азербайджане?
- В начале 90-х годов прошлого столетия я выполнил четыре бюста из
бронзы шехидов из Нахчывана. Их установили в Шарурском районе.
- Какие у вас ещё имеются произведения за пределами Украины?
- В Германии установлена мемориальная доска автору романа «Али и Нино»
Мухаммеду Асад беку. Я создал эту мемориальную доску, был приглашен в
Берлин, где принял участие в съемках документального фильма об Асад
беке. После мы поехали в Италию, в город Позитано, где находится могила
М.Асад бека. Я принимал участие в реставрации могилы писателя. Это было в
2010 году.
У меня есть еще одна работа в Ираке. Я ее создал по заказу посольства Ирака в Украине. Она называется «Антистатуя Свободы».
- Насколько мне известно, вы еще не проводили своей персональной выставки…
- У меня есть в планах открыть свою галерею. В моей мастерской много
места и я планирую в ближайшие годы создать там своего рода музей под
открытым небом.
Как я уже отмечал, я человек творческий, а свое свободное время я
посвящаю семье. Провожу много времени с супругой и четырьмя детьми. У
моих родителей было 13 детей, из которых в живых осталось лишь 8. По
старшинству я являюсь вторым ребенком в семье. Я очень хорошо понимаю,
что такое воспитать и вырастить 8 детей. Со мной в Харькове сейчас живет
мой младший брат Эльдениз. Он тоже скульптор, у него немало известных
работ по всей Украине. Свои первые шаги Эльданиз делал под моим чутким
наставлением. Теперь его хорошо знают в Харькове.
И когда я открою свою галерею, то меня будут окружать не только мои родные и близкие люди, а также мои творения.
- В настоящее время в Украине избавляются от памятников советского наследия. Как к этому вы относитесь?
- Ко мне обращались за комментарием после сноса памятника Николаю
Рудневу в Харькове. Автором этого памятника был мой учитель, ныне
покойный Виктор Петрович Воловик. Полагаю, что нужно цивилизованно
избавляться от памятников советского наследия.
Например, можно создать
музей старых памятников. Это как-никак была наша история. Это памятники
создавали люди, тратили на это свое время, энергию, вкладывали свою
душу. Да, поменялась эпоха, но сносом памятника невозможно переписать
эту историю. Для меня памятник это не символ какой-то идеологии, а
результат непосильного труда скульптора.
Заур Нурмамедов (Баку-Харьков-Баку)
Комментариев нет:
Отправить комментарий