С воздуха и с моря обстреливались азербайджанские кварталы
На днях хилый рупор армянской пропаганды под названием «Голос Армении»
выразил негодование демонстрацией на телеканале «Россия» документального
фильма «Две жизни маршала Худякова» (http://golosarmenii.am/article/36306/baku--mart-1918-go---).
По мнению писклявого «Голоса Армении», в «фильме были сделаны попытки
извратить, сфальсифицировать события в Баку в марте-сентябре 1918 года с
помощью небезызвестного в российских исторических кругах Алексея
Безугольного и историка- писателя Бориса Соколова».
«Автор фильма (имеется в виду Максим Огечин – ред.), игнорируя большое
количество исторических источников, пытается умолчать о провокационной
роли истинных организаторов мартовских событий 1918 года из партии
«Мусават» и возложить вину на Степана Шаумяна и большевиков. Утверждая
при этом, что «они осуществили карательные действия и резню в
мусульманских кварталах Баку», - сдерживая слезы, пишет автор материала
«Баку, март 1918-го...», пожелавший остаться анонимным.
Как следует из материала, «провозглашение Советской власти не
понравилось представляющей кавказских татар партии «Мусават», которые
сами претендовали на лидерство, конкурируя с большевиками. С этой целью
24 февраля из Гандзака в Баку переводится поддерживающая мусаватистов
часть «Дикой дивизии», а позже - ее штаб во главе с командиром
мусульманского корпуса генерал-майором Мир Кязимбек Талышинским и
генерал-лейтенантом Али-Ага Шихлинским». В материале приводится ссылка
на книгу Якова Ратгаузера «Революция и гражданская война в Баку (ч.I,
1917-1918, Баку, 1927, с.145).
Хотелось бы вначале разобраться с вопросом, были ли у азербайджанцев в
тот период воинские подразделения? Тот же Я. Ратгаузер пишет, что
«регулярных воинских частей у партии «Мусават» к началу событий в городе
не было. Мусаватские силы, находившиеся в районах, не были своевременно
подтянуты к городу. Мы предполагаем, что руководящее ядро партии
«Мусават» не ожидало начала боя в день 30 марта» (там же с. 145).
В своих воспоминаниях генерал-лейтенант Али Ага Шихлинский пишет, что
«31 декабря (1917 года – авт.) я отправился в Гянджу с зачатками своего
штаба, чтобы там приступить к формированию частей. Молодые люди,
приходившие для поступления в корпус, получив винтовку, патроны и
постельные принадлежности, ночью забирали все это имущество и уходили
домой, и некому было поймать и возвратить их на место службы. В нашем
распоряжении было недостаточно оружия, огнестрельных припасов,
продовольственных запасов, обмундирования и обуви. Все это имущество,
оставленное бывшей русской армией, было сосредоточено в Грузии и
Армении, в пределах которых, были также многочисленные казармы, где в
мирное время стояли крупные войсковые части. Кое-как удалось сформировать лишь одну роту, которую по приказанию правительства, отправили в Аджикабул» (Шихлинский А.А. Мои воспоминания. Баку, 1944, с.175).
Помимо этого в Лянкяране находился Татарский конный полк из состава,
прекратившего свое существование к январю 1918 года Кавказского
туземного конного корпуса, именовавшего иначе «Дикая дивизия». Он
насчитывал несколько сотен всадников. Во время мартовских событий 1918
года небольшой отряд офицеров и солдат Татарского конного полка во главе
с генерал-майором Мир Кязимбеком Талышинским (всего 48 человек) прибыл в
Баку на пароходе «Эвелина» в связи с похоронами своего сослуживца,
трагически погибшего сына известного азербайджанского нефтепромышленника
Гаджи Зейналабдина Тагиева. Разоружение этой группы 29 марта по приказу
председателя Бакинского совета Степана Шаумяна и послужило причиной
резни мусульман в Баку.
Разоружение азербайджанского отряда было произведено на основе решения
Бакинского Совета 15 марта 1918 года, согласно которому упразднению и
выводу из Баку подлежали все национальные формирования и части. Это
касалось всех вооруженных групп, находившихся в городе. Однако Шаумян
пренебрег этим указанием, которое принималось с его же участием
(Государственный Архив Политических Партии и Общественных Движений
Азербайджанской Республики, ф. 276, оп. 3, д. 272, лл. 5-6). При этом по
показаниям свидетелей, прибывший для разоружения отряд Бакинского
Совета первым открыл огонь в сторону парохода.
Разоружение азербайджанского отряда вызвало недовольство и протесты
мусульманского населения Баку. 30 марта в мечетях, в различных частях
города начались стихийные выступления, митинги азербайджанцев,
требовавших возвращения оружия и вывода национальных армянских частей из
города. В эти дни газета «Ачыгсёз» (орган партии «Мусават») обратилась к
населению с призывом не поддаваться эмоциям и сохранять спокойствие. Но
провокационный обстрел небольшого отряда Красной Армии, исполнители
которого так и остались неизвестны, явился началом страшной кровавой
акции, жертвой которой стало мирное азербайджанское население. Сам
Шаумян говорил о том, что им нужен был лишь малейший повод для
осуществления задуманного плана. «Мы воспользовались поводом, первой попыткой вооруженного нападения на наш конный отряд и открыли наступление по всему фронту.
У нас были уже вооруженные силы – около 6 тысяч человек. У
«Дашнакцутюн» имелось также около 3-4 тысяч национальных частей, которые
были в нашем распоряжении. Участие последних придало отчасти
гражданской войне характер национальной резни, но избежать этого не было
возможности. Мы шли сознательно на это. Если бы они
(Мусават) взяли бы верх в Баку, город был бы объявлен столицей
Азербайджана» (С.Г.Шаумян. Избранные произведения, М., 1978, т. 2, с.
246).
Как видно из вышесказанного, Степан Шаумян был виновником резни
мусульман в Баку, о чем и повествовал в своем фильме Максим Огечин. А у
партии «Мусават» в Баку и за ее пределами не было вооруженных отрядов,
чтобы, говоря языком большевиков поднять «контрреволюционный мятеж».
Помимо этого армянскую ложь развенчивает и то, что дашнакские банды не
ограничились уничтожением мусульман в Баку. Они уничтожали мирное
население Бакинской губернии, практически не встречая сопротивления.
Карательными отрядами, посылаемыми под видом советских войск в уезды
Азербайджана, руководили армяне Т.Амирян, С.Лалаян, Г.Амазасп.
Под предлогом борьбы с мусаватистами дашнакские банды фактически начали
целенаправленное уничтожение мирного азербайджанского населения Баку. С
воздуха и с моря обстреливались азербайджанские кварталы. Особенно
активное участие в насилиях над азербайджанцами принимали именно
армянские части. Немаловажное значение имел тот факт, что в это время
начальником штаба Красной Армии в Баку был полковник царской армии, член
партии дашнаков З.Аветисян. В течение нескольких дней продолжались
бесчинства в городе. Пытаясь притянуть к своим грязным деяниям
Каспийскую флотилию, дашнаки прибегли к своему излюбленному методу –
провокациям. Среди моряков они стали распространять слухи о том, что
азербайджанцы, якобы, в городе убивают русских. Вслед за этим из военных
кораблей прогремели залпы по мусульманским кварталам. В насилиях над
мирными азербайджанцами активное участие принимали не только армянские
формирования, но и части Красной Армии. При этом немаловажное значение
имел тот факт, что части Красной Армии Бакинского Совета состояли на 70%
из армян. Как отмечает член-корр. Академии Наук Армянской ССР
Г.Аветисян: «За Бакинскую Армию сражались четыре бригады Кавказской
Красной Армии, состоящей из 25 батальонов и 18 тыс. красноармейцев.
Около 70% красноармейцев составляли армяне» ("Коммунист", Ереван, 26
августа 1989, №199).
Несмотря на эти исторические факты, в статье «Голоса Армении» цинично
отмечается, что «в ходе столкновений между представителями Советской
власти и мусаватистами толпа татар в количестве около 25 тысяч человек
19 марта (1 апреля) напала на армянские кварталы. Но Армянский
Национальный Совет (АНС) и штаб самообороны предотвратили резню армян».
Газета также утверждает, что «в эти дни усилиями АНС и Армянского штаба
обороны было спасено 14 тысяч азербайджанцев (по некоторым источникам -
20 тысяч). 13 тысяч были размещены в общественных зданиях, а 7 тысяч - в
частных домах, где они получили продовольствие и медицинскую помощь. Об
этом свидетельствуют материалы многих армянских источников».
Но вот загвоздка - не армянские источники об этом не свидетельствуют. К
примеру, член большевистской партии с 1917 года Г.Блюмин отмечает, что «дашнакские
отряды сделали свое подлое дело, вместо гражданской войны сделали
национальную, вырезали до 20000 бедного мусульманского населения» (Государственный Архив Политических Партии и Общественных Движений Азербайджанской Республики, ф. 276, оп. 2, д.20, л.18-19).
В своих воспоминаниях другой член большевистской партии Баранов также
подтверждает факт массового истребления мусульман в Баку отрядами
«Дашнакцутюн»: «Части Красной гвардии и партийные дружины штурмовали
основные ворота крепости со стороны Николаевской улицы, около гостиницы
«Метрополь». В этом районе действовали части «Дашнакцутюн», и подавление
мусаватского мятежа они сопровождали резней всех мусульман». (Государственный Архив Политических Партии и Общественных Движений Азербайджанской Республики, ф.268, оп.23, д.104, л.10-11).
Еще одним примером лживой армянской пропаганды является упоминание в
статье телеграммы, якобы посланной нефтепромышленником Гаджи
Зейналабдином Тагиевым в знак благодарности за спасение 14 тыс.
мусульман в Баку на имя председателя Закавказского комиссариата Евгению
Гегечкори. Согласно исследованиям доктора исторических наук Солмаз
Рустамовой-Тогиди, оригинала этой телеграммы не существует. В Российском
государственном архиве социально-политической истории в Москве хранится
только его текст со ссылкой на газету «Оризон» (Тифлис, 1918, 29 марта,
N66), который и был включен в сборник документов «Погромы армян в
Бакинской и Елизаветпольской губерниях в 1918-1920 гг.», изданный в
Ереване в 2003 году. Эта вымышленная телеграмма стала одним из
главнейших аргументов армянской пропаганды по отрицанию участия дашнаков
в мартовских событиях 1918 года в Баку.
При внимательном изучении армянских документов выясняется, что под 14
000 или 20 000 «спасенных» мусульман имеются в виду мирные
жители-азербайджанцы, которые в дни мартовских погромов в Баку были
насильно выдворены из своих домов и загнаны в большие здания города.
Содержавшиеся взаперти в этих зданиях несколько суток, нередко без пищи и
воды, эти люди назывались и считались в эти дни пленными (Солмаз
Рустамова-Тогиди. Март 1918 г. Баку. Азербайджанские погромы в
документах. — Баку, 2009). Даже на первый взгляд отправка известным
азербайджанским нефтепромышленником телеграммы на имя председателя
Закавказского комиссариата вызывает недоумение. С чего Тагиеву
благодарить армян через лидера грузинских меньшевиков? Да еще и после
установления в городе власти Бакинского Совета, сделанной за счет резни
мусульман.
Но «легенда о спасенных 14 000 или 20 000 мусульман» нужна была
армянам. Дело в том, что еще в июле 1918 года правительством
Азербайджанской Демократической Республики была организована
Чрезвычайная следственная комиссия (ЧСК) для расследования фактов
насилия, погромов и мародерства, произведенных в отношении
мусульманского населения и их имущества в пределах всего Закавказья с
начала Первой мировой войны. Всерьез обеспокоенные действиями
азербайджанских властей, армянские деятели предпринимали всевозможные
шаги, чтобы, с одной стороны, доказать «неправомерность и
противозаконность» этих действий, а с другой – привлечь внимание мировой
общественности к «бедам армянского населения».
К декабрю 1918 года организаторская роль Армянского Национального
Совета и партии «Дашнакцутюн» в мартовской резне в Баку была доказана
неоспоримыми фактами и свидетельствами, собранными ЧСК (http://www.1918pogroms.com/dokladi.php). И здесь предусмотрительным армянским деятелям очень пригодилась телеграмма, отправленная якобы Гаджи Зейналабдином Тагиевым.
На фоне вышесказанного кощунственным является утверждение в статье
«Голоса Армении» о том, что «другим антинаучным и антиармянским акцентом
с далеко идущими политическими целями можно считать сделанную в фильме
умышленную попытку взвалить ответственность за мартовские события в Баку
на армян».
От себя отмечу, что безудержный поток лжи и клеветы армянской
пропаганды не сможет заглушить голос правды, которая повествуется в
фильме Максима Огечина. Армяне, заявляющие, что подверглись «геноциду»,
повинны в многочисленных трагедиях азербайджанского народа, одной из
самых кровавых и чудовищных которых является резня мирного населения
города Ходжалы. Пусть этот фильм, раскрывающий истинное лицо армянского
фашизма, станет уроком на будущее многим поколениям.
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий