четверг, 16 апреля 2015 г.

Сухоруков, Кропотов, Ильяшевич и Шиманов – талыши, которые восстановили талышскую государственность…

Очерняющие лучшие страницы истории Азербайджана иногда просто поражают своим дремучим невежеством

 

Расхожий миф армянской пропаганды гласит, что государства под названием «Азербайджан» не существовало до 1918 года. А Азербайджаном называется территория, которая расположена южнее Аракса и территориально ничего общего не имеет с территорией Азербайджанской Республики. Но так ли это было на самом деле? Для начала ознакомимся с некоторыми фактами из истории разных стран.

Название «Россия» впервые засвидетельствовано в московской грамоте 1517 года, а в напечатанном 1577 году в Московской Слободе «Псалтире» впервые употреблено название «Великія Росіи». С середины XVI века Россией стали называть всю совокупность земель, которые вошли на то время в Московское централизованное государство. В 1721 году Петр І изменил название Московского государства на Россию.

Испания как политически целостное образование возникла после объединения Кастилии и Арагона в 1479 году. 

Впервые название «Вьетнам» употребил поэт Нгуен Бинь Кхием в своей книге «Пророчества Чанг Чиня» в XVI веке, написав «И был образован Вьетнам». В 1804—1813 годах император Зя Лонг использовал слово «Вьетнам» в официальных документах. Однако до 1945 года страна обычно называлась «Аннам», пока название не было изменено официально императором Бао Даем.

Благодаря деятельности Абдул-Азиза 23 сентября 1932 года регионы Неджд, Хиджаз, Эль-Хаса и Катиф были объединены в единое королевство, получившее название Саудовская Аравия. Название стран происходит от имени отца, основоположника династии Саудитов, Мухаммада ибн Сауда, а значение слова «араб(в)+ия» значит «красивый».

Королевство Таиланд в древности называлось Сиам (включала в свой состав вассальные государства Камбоджа, Ланна, Лаос, Пегу, а также части Малайзии.), а в 1949 году страна получила современное название. Происхождение названия Таиланд более очевидно: land означает «страна», а tai – «свободный». Сиам-Таиланд – единственное государство в Юго-Восточной Азии, которое никогда и никем не было колонизировано.

Не менее интересна история происхождения названия государства Пакистан, созданного в 1947 году. Название будущему государству было придумано публицистом Чаудхури Рахматом Али еще в 1933 году из начальных букв провинций: Пенджаб, Афганистан, Кашмир, Иран, Синд, Тохаристан и традиционного на Востоке окончания «-стан» -«страна». Название государства «Пакистан» также переводится как «страна чистых».
Бревно в глазу

Подобных примеров в истории предостаточно. Но их армянская пропаганда оставляет вне поля зрения, также как и то, что географическая область «Армения» ничего не говорит об одноименном государстве и не объясняет, какое отношение имеет к переселившемуся туда хайскому народу, который мы ныне привыкли называть армянами, по месту их последнего проживания.

В мировой историографии господствует мнение о том, что протоармянские племена (мушки) мигрировали на Армянское нагорье с запада на территорию Мелитены (cовременная турецкая провинция Малатья) в конце II тыс. до н. э. Самоназвание Армении (hay-k) происходит от урартского наименования Мелитены — Ḫāti.

Учеными доказано, что древнее государство Урарту ни языком, ни культурой не имеет никакого отношения к хаям. По распространенной версии, деятельность урартских царей по расселению пленных протоармян по Армянскому нагорью способствовала тому, что после падения Урарту (на рубеже VII—VI веков до н. э.) в течение тысячи лет в результате смешения местных народов и прибывающих новых этнических групп, а также ассимиляционных процессов, стал формироваться новый этнос, который к III в. н.э. взял себе этноним «хай». Однако греки дали им название «армяне» — по месту расположения их в географической области Арминия (Армения).

В Накшерустамской и Бехистунской надписях недалеко от современного иранского города Хамадан, выполненных параллельно на аккадском, древнеперсидском и эламском языках, древнеперсидское слова Armina и эламское Har-mi-nu-ia появляются в тех местах древнеперсидского и эламского текстов, где в аккадском тексте стоит аккадское U-ra-as-tu, то есть Урарту. Царь Дарий I  перечисляет 25 покоренных народов и сообщает о размерах подвластных ему земель. В этом списке о хаях нет ни слова, но существует географическая область Арминия (Армения), которая к нынешним армянам отношения не имеет.
Культурно-историческое наследие Урарту было присвоено со стороны хаев и использовано для создания своей псевдоистории. Позднее хаи стали претендовать на наследие Кавказской Албании. Географическая область Армения и этноним «армяне» позволили хаям заявить о своей автохтонности на территории Южного Кавказа и  обосновать свои территориальные претензии.

Где же находился Азербайджан?

Помимо этого, армянская пропаганда утверждает, что название «Азербайджан» украдено у Ирана. В качестве примера приводятся работы иранского историка Резы Энаят-Оллы, что термин «Азербайджан» на самом деле относится к региону южнее реки Аракс, а современное государство Азербайджан должно называться «Арран».

Историческая территория Азербайджана расположена от Дербенда на севере до Хамадана на юге, от Каспийского моря на востоке до Малой Азии на западе. На южных землях (до реки Аракс) в древности существовало государство Атропатена (ранее Мидия), а на северных – Кавказская Албания.

В VI веке, когда территории Атропатены и Кавказской Албании оказались в составе Сасанидского государства, обе вышеуказанные государственные образования вошли в одну административную единицу, которую Сасаниды называли Адурбадаганом. Позднее с приходом арабских завоевателей название этой территории стало звучать как Азербайджан.  Накануне вторжения арабов Азербайджан, как административная единица занимал территорию от Хамадана, Абхара, Занджана до Дербенда (Дербенд-намэ, стр. 25.).

О том, что северная граница Азербайджана при Сасанидах доходила до Дербенда, сообщает пехлевийская надпись на стенах этого города, составленная в 553 г. н. э. сасанидским марзбаном Азербайджана Барзин-шем (Е. А. Пахомов, Пехлевийские надписи Дербента, Баку, 1929, стр. 29.)

В арабских источниках VII-IX вв. часто констатируется, что Азербайджан на севере начинается от Баб-аль-абваба (Дербента) и на юге граничит с Хамаданом. При этом, область выше Аракса арабские историки и географы часто называют Арраном, который включали в состав Азербайджана, именуя «Верхним Азербайджаном» (ал-Йа'куби. Китаб аль-булдан («Книга стран»), стр. 271).

Арабский географ и путешественник X века Ибн Хаукал создав общую карту Азербайджана и Аррана, назвал ее «картой Азербайджана» (Ибн Хаукал «Книга путей и стран» («Китаб ал-масалик ва-л-мамалик»), стр. 331-332).

Абсурдность заявлений армянской пропаганды очевидна при упоминании государства атабеков Азербайджана (Атабекан-и-Азербайджан), существовавшего с 1145 по 1225  годы. Помимо Южного Азербайджана, это государство охватывало также всю территорию сегодняшних Азербайджанской Республики и Республики Армения. Таким образом, утверждения о том, что будто государство под названием «Азербайджан» впервые появилось только в 1918 году, являются ложными.

Тюрки, мюсельмани и азербайджанцы 

И, конечно же, глупо говорить о том, что на указанной территории не жили азербайджанцы, так как многие столетия там располагались тюркские государства. Процесс тюркизации населения Азербайджана начался задолго до появления на политической арене арабов, в недрах империи Сасанидов. О проживании на территории Азербайджана тюрков утверждает арабский ученый IX века Ибн Хишам в своем произведении Kitab al-Tijan li ma'rifati muluk al-zaman, в котором говорится, что указанная область – земля проживания тюрков.

Согласно преданию, омейядский халиф Муавия задал однажды одному йеменцу, знатоку древней истории Абиду ибн Шарийе, вопрос: «Что такое тюрки и Азербайджан?». Абид ответил: «Азербайджан — страна, издревле населенная тюрками» (Togan A. Zeki Validi. Umumi türk tarihine giriş, S. 166; Kirzioglu M. Fahret-tin. Dede-Korkut Oguznameleri. S. 27.).

Это предание можно было взять под сомнение, если бы указанную версию мы не встретили в составленном в 1126 г. персидском анониме, где говорится: «Азербайджан является страной, которая издревле находится в руках тюрок» (Mejmul al-tavarikhe ve al-geses, p.103).
В исторических памятниках Средневековья тюркоязычные жители Азербайджана именуются «тюрк». Так их называют практически все средневековые тюркские, арабские, персидские авторы. Причем, под этим термином имелись в виду не тюрки вообще, и не турки-османы, а именно азербайджанские тюрки.

Помимо собирательного «тюрк» и «мюсельман» (мусульманин) население называло себя по племенной принадлежности или по названию конкретной местности. После завоевания нынешнего Северного Азербайджана Россией, русские ошибочно называли тюрков Азербайджана закавказскими или адербейджанскими татарами.

Так, В.Л. Величко в своей книге «Кавказ» отмечал: «Адербейджанцев называют татарами, но это совершенно неточно, если относить притом татар к монгольскому племени. Если в жилах адербейджанцев и есть татарская кровь, то лишь, как результат монгольского нашествия времен Батыя, Мангу и (в Закавказье) Хуллагу-хана; такого же рода результаты остались и после арабов: доселе в восточном Закавказье попадаются люди арабистанскаго типа…. По основному же происхождению адербейджанцы — тюрки, туранцы, кровные родственники древних огузов, сельджуков, современных турок…» (Величко В.Л. Кавказ. Русское дело и междуплеменные вопросы. С-Петербург, Типография Артели Печатного Дела, 1904, с.154).

В 1782 году Фатали хан Губинский, проводивший политику объединения азербайджанских земель, в письме использовал термин «азербайджанец» (Грамоты и другие исторические документы XVIII столетия, относящиеся к Грузии (с 1769 по 1801 год) / Под ред. А. А. Цагарели — СПб., 1902. — Т. II, выпуск II. — С. 22.). Термин «азербайджанцы», или «азербайджанские тюрки» был предложен в 1891 году либеральной газетой «Кешкюль» для обозначения народа, живущего по обе стороны ирано-российской границы. Известный общественный деятель того периода, журналист Мухаммед-ага Шахтахтинский выступал с тех же позиций в газете «Каспий». В конце XIX века этот термин начал распространяться среди населения Елизаветпольской губернии.

На государственном уровне, то есть официально название народа «азербайджанские тюрки», отражающее тюркскую самоидентификацию этноса было принято с провозглашением Азербайджанской Демократической Республики в 1918 году.

Официально название народа продержалось также в Советском Азербайджане (Азербайджанская ССР) вплоть до 1936 года, когда, по распоряжению Иосифа Сталина и решению советского правительства, было заменено в СССР термином «азербайджанцы».

Идеологической подоплекой этого решения было желание оторвать тюрков Азербайджана от своих национальных корней, а также изолировать их от близких по языку и культуре тюркских народов, что укладывалось в русло проводимой в СССР борьбы с пантюркизмом.

Основной целью изменения этнонима было желание нарушить преемственность тюркской государственности на территории Азербайджана и свести на нет видную роль тюрков Азербайджана в культурной и политической истории Кавказа, Ирана и всего Переднего и Ближнего Востока.

Однако решение советского правительства не имело силы в Иране, где проживает основное количество азербайджанских тюрков, и которые до сих пор называют себя, в основном, тюрками.

От того, как называют народ представители других этносов, не изменяется суть его государственности, культура, история и национальное самосознание.  К примеру, на Руси немцами называли всех иноземцев западноевропейского происхождения. В русском языке под словом «китайцы» подразумеваются все народы Китая, хотя самоназванием самой большой этнической группой этой страны является «хань» (китаями первоначально именовались кочевники-кидани, населявшие северные пределы современного Китая. От их названия и произошло название Китай).

Вышеприведенные обстоятельства, связанные с названием страны и этнонимом азербайджанцев, используются армянской пропагандой для выдвижения абсурдной идеи по упразднению азербайджанского государства и присоединению территории правобережной Куры к Армении. На оставшейся части планируется создание Лезгистана, Аваристана, Парсийской Республики Ширван и Талышистана.

История, взятая с потолка 

Весь этот откровенный бред импонирует чаяниям талышских сепаратистов, которые на протяжении нескольких последних лет стремятся подвести базу для армянских планов.

В этом деле поднаторел публикующий антиазербайджанские материалы один из лидеров талышских сепаратистов Фахраддин Абосзода. Будучи историком по образованию, он допускает ляпы, наглядно демонстрируя убогость ума. Так, Абосзода утверждает, что государства Манна, Мидия, Атропатена являются древнейшими государственными образованиями на территории современного Азербайджана, созданные талышами (http://hayasanews.com/fahraddin-aboszoda).

Для начала разберемся, какие же племена проживали в этих древних государствах. В Манне, существовавшем в X-VII веках до н. э. на территории, примыкающей к озеру Урмия, во второй пол. III тысячелетия до н. э., проживали скотоводческие племена кутиев. С конца III тысячелетия к юго-востоку от озера Урмия расселились также племена луллубеев. Еще одним крупным этническим компонентом, представленным в области озера Урмия, были хурритские племена.  К 600 г. до н. э. Манна была покорена Мидийским царством.

Согласно Геродоту мидийцы состояли из шести племен - аризанты, бусы, будии, маги, паретакены и струхаты (1,101).   Мидийцы постепенно ассимилировали племена кутиев и лулубеев. Само государство позднее вошло в состав державы Ахеменидов, которая после была завоевана Александром Македонским.  

После смерти Александра Македонского (323 г. до н. э.) последний сатрап Мидии Атурпатак (Атропат) провозгласил себя царем на севере своей бывшей сатрапии, в районе озера Урмия, основав государство «Малая Мидия», иначе «Мидия Атропатена», или просто «Атропатена».  От этого названия возник позже топоним «Азербайджан».

Страбон перечисляет население Атропатены на начало нашей эры: племена кадусиев, амардов, тапиров, киртиев и др. (Страбон. География. XI, XIII, 3, 4.).

Происхождение этнонима «талыш», равно как и вопрос о формировании народности и наиболее раннего этапа его истории остается окончательно невыясненным. Иранский историк Ахмед Кесрави отмечает, что в древних греческих, римских и армянских источниках, где перечисляются народы, населявшие этот регион, никто не упоминает о талышах. Первые упоминания о талышах можно проследить только у арабских авторов.

Мусульманский географ иранского происхождения Абу-ль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордадбех (около 820 — около 912/913)  в своей «Книге путей и стран» («Китаб ал-масалик ва-л-мамалик») рассказывает об области ат-Тайласан. Он был уроженцем Табаристана (ныне Мазендеран), расположенной вблизи с областью проживания талышей. К тому же сам Ибн Хордадбех не путешествовал. Источниками сведений для него были архивы Багдада и сообщения современных информаторов: путешественников, воинов, купцов и дипломатов, побывавших в разных странах. 

Арабский путешественник Абу Хамид ибн Абу ар Рахим ал-Гарнати ал-Андалуси в произведении «Подарок умам и выборка из чудес», написанной в 1162 году, уже упоминал о народе, называемым талыш.

Иранские исследователи Мухаммад Джавад Машкур и Ахмед Кесрави, ссылаясь на факт расселения в Гиляне кадусиев, заявляют о том, что эти племена являются предками талышей. По их мнению, этноним «кадус» трансформировался в талуш и далее в талеш.

Другие ученые роднят кадусиев с частью населения Кавказской Албании. Существуют также сторонники идеи тюркоязычности кадусиев. К сожалению, языковые данные недостаточны для решения этой проблемы. И каждая сторона приводит свои доводы.

Из вышеприведенных фактов можно прийти к мнению, что талыши не могли создать государства Манна, Мидия, Атропатена. Наиболее ранние сведения о кадусиях относятся к концу VI — началу V века и сохранились в рассказах Ктесия и Ксенофонта в связи с событиями падения мидийской и становления ахеменидской империй. Согласно Ксенофонту, кадусии, восставшие против мидийского царя, были задействованы Киром в борьбе против последнего в качестве союзников. Таким образом, древние историки отмечают, что кадусии не принадлежали к мидийцам и даже враждовали с последними. И, следовательно, кадусии не могут быть прямыми потомками мидийцев, как утверждает Ф.Абосзода.

Далее он утверждает, что «разношерстные кочевые тюркские племена проникли в Иран после XI века. Их массовое расселение в нашем регионе (имеется в виду южный регион Азербайджанской Республики – ред.) начинается с эпохи Сефевидов, т.е. с XVI века».

Одним из крупных тюркских племенных образований, поселившихся на территории современного Азербайджана еще в V в., были осевшие на Мугани гунны, которых современные им историки именуют тюрками (Феофилакт Симокатта. История, стр. 36, 77, 102, 160: «Он (Кубад I) направился к племени гуннов, которых наша история неоднократно называл тюрками».).

Этот факт ставит слова талышского сепаратиста о том, что «до присоединения Талышского ханства к России (1813 г.), на территории Талыша, особенно в Мугани, тюрков по пальцам можно было посчитать» под большое сомнение.

Процесс тюркизации современного Азербайджана по раннесредневековым авторам, восходит к периоду раннего средневековья — III — IV вв. (гунны) и более интенсивному в VI — VIII вв. (сабиры, хазары, печенеги и др.). Указанные тюркские племена, оседая на местной территории, являлись значительным компонентом в формировании азербайджанского народа.

Попытку создать вымышленную историю талышского народа Ф.Абосзода продемонстрировал в докладе «Российско-талышские отношения и перспективы талышского возрождения» на III Евразийском научном форуме «Евразия на пути к многополярному миру: от противостояния геополитических систем к диалогу культурно-исторических обществ» в 2010 году в Казани.

Так, он отметил, что «в XVI в. после образования державы Сефевидов (1502 г.) талыши вместе с Гиляном вошли сразу же в состав этого иранского государства. До конца XVII в. земли Талыша входили в состав Гилянского беглярбекства Ирана и население выплачивало налоги хану Гиляна, утвержденному на престоле указом (фирманом) шахиншаха Ирана из рода Сефевидов». (http://tolishpress.org/news/1175.html).

Сефевидская империя, в состав которой все исторические азербайджанские земли входили целиком, была тюркским государством, поделенным на четыре административно-территориальные единицы - беглярбекства: Табризское, Чухурсаадское, Карабахское и Ширванское. (Рахмани А.Н. Азербайджан в конце XVI и в XVII веке. Баку, 1981, с.86-89.).

В 1593 году шах Аббас 1 образовал крупное  Табризское беглярбекство, иначе называвшееся Азербайджанским, под руководством беглярбека Зульфугар-хана Гараманлы. Это была административно-территориальная единица, включавшая в свой состав весь Южный Азербайджан и Талыш.

Согласно произведению Мирзы Семиана «Тезрикет аль Мюлук» (1725 год) в составе Сефевидского государства существовали 13 беглярбекств, среди которых не было называемого Гилянским.

Позднее Надир-шах изменил сефевидское административно-территориальное деление страны, разделив государство на четыре беглярбекства - Азербайджан, Фарс, Ирак и Восточный Хорасан. В состав первого беглярбекства входили вся территория Азербайджана, часть Грузии, Дагестана и Ирана.

На создании Гилянского беглярбекства фальсификация истории со стороны Абосзода не заканчивается. «Шедевром» его фальсификаций являются исторические сведения о Мугани.
Выше было упомянуто, что в еще в V веке на Мугани осели гунны. Но Абосзода отмечает, что «тюркские племена, в своем подавляющем большинстве, сами прибыли и основали селения в Мугани приблизительно в то же время, что и русские, а порой и намного позже» (http://www.regnum.ru/news/polit/1467072.html).

Говорить о том, что в южном регионе Азербайджана не проживали азербайджанцы, не приходится. Известный ориенталист Иван Березин (1819-1895) в произведении «Путешествие по Дагестану и Закавказью» (http://google.az/books?id=xmBKAAAAYAAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false, стр 119), путешествия из Баку в Лянкяран (1850 год), отмечал, что «народонаселение Талыша состоит кроме немногих татар (азербайджанцев – ред.) из особенного племени талышинцев, говорящих отдельным наречием. При этом Березин столкнулся с талышами только при посещении города Лянкяран.

По сообщению российского академика Николая Дубровина в Талышском ханстве, как и в других ханства, преобладающим населением являлись татары (т.е. азербайджанцы), которые занимали безлесные равнины Ленкоранского уезда (состоял из Себидажского, Ленкоранского и Аркеванского участков), в то время как талыши были представлены в астаринском и зувандском магалах, а также в юго-восточной половине Себидажского участка («История войны и владычество русских на Кавказе. Очерк Кавказа и народов его населяющих: Закавказье. — СПб., 1871. — Т. 1, книга 2. — С. 328, http://www.runivers.ru/lib/book3084/42959).

В произведении «Ахбарнаме» Мирзы Ахмеда Худаверди оглы, повествующего об истории Талышского ханства и написанного в 1882-1883 годах, отмечено, что «в те времена от Борадигяха до реки Гёйтепе составлял Даштвандский магал. Было несколько селений разговаривающих на талышском языке. Они были даштвандцами. Остальные же села были тюрки. Когда я пишу эти строки, тюрки, в крайней степени увеличившись, основали новые селения».

Российский этнограф Николай Зейдлиц отмечал, что «в Талышских горах к северу от реки Лянкяран-чай мы встречаем среди талышского населения татарский островок, состоящий из деревень Шингэдулан, Сору, Ходжа-куджа и Турбабин» (Бакинская губерния : по сведениям 1859 по 1864 год / сост. и изд. Кавказ. стат. ком. при Гл. управл. наместника Кавказского ; обраб. Н. Зейдлицем. - Тифлис, 1870 стр. 88). В том же источнике он отмечает, что в «последние столетия татары (азербайджанцы – ред.) успели занять все безлесные равнины Ленкоранского уезда» (стр. 90).

Роль талышей в событиях на Мугани в 1919 году

До нашествия монголов в Азербайджан Муганская степь была густонаселена из-за разветвленной сети оросительных каналов. После разрушения водоканалов эта область опустела и использовалась из-за климатических условий как зимние пастбища. После 30-х годов XIX века начинается заселение Мугани русскими колонистами. До 1917 года здесь возникло 48 селений.  

Абосзода заявляет, что «после Октябрьского переворота 1917 года талыши, противостоя деникинцам и протурецки настроенным мусаватистам, при поддержке местной русской диаспоры самоопределились на территории Северного Талыша в рамках большевистской Муганской Советской Республики» (http://www.iarex.ru/articles/31342.html).

По его словам, русское и талышское население, не желавшее признавать власть Азербайджанской Демократической Республики, в августе 1918 года, сразу же после падения власти Бакинской коммуны, провозгласило Муганскую Диктатуру, которая была государственным образованием в составе России (http://tolishpress.org/news/1637.html).

Кульминацией борьбы русских Мугани вместе с талышами за независимость стала Муганская Советская Республика, провозглашенная талышским и русским населением на массовом съезде 15 мая 1919 г. Из 1000 делегатов съезда 300 являлись русскими, а талыши составляли более половины (http://www.regnum.ru/news/polit/1467072.html).

В 2013 году вышла книга Татьяны Ермоленко и Ольги Морозовой под названием «Погоны и буденовки: Гражданская война глазами белых офицеров и красноармейцев» (www.rfh.ru/downloads/Books/134193004.pdf). В этом произведении событиям на Мугани того периода посвящена целая статья с множеством ссылок на Советский мемуарный фонд и книгу офицера-эмигранта Владимира Добрынина «Борьба с большевизмом на юге России. Участие в борьбе Донского казачества, февраль 1917 - март 1920».

Во многих местах этой статьи отмечается, что на территории Мугани помимо русских сел, существовали и азербайджанские села. Отношения русских колонистов с азербайджанцами в тот период обострились, и между ними шла настоящая война, в которую вмешивалась Бакинская коммуна. Из Баку прибывали воинские части, которые пытались установить советскую власть.

В целом, представления о советской власти у населения были крайне туманными. «Например, от ханши Талышской прибыли парламентеры, заявившие, что ханша согласна признать советскую власть, если ей разрешат брать налог с крестьян. Через несколько дней парламентеры ханши сказали, что контролируемые ею отряды под командованием Юнуса готовы разоружиться, если будут даны гарантии для населения» («Погоны и буденовки: Гражданская война глазами белых офицеров и красноармейцев», стр. 179).

После падения Бакинской коммуны в июле 1918 года в Мугани образовалась Диктатура пяти. В составе «пятерки» вошли Сухоруков, Кропотов, Ильяшевич и Шиманов.  Эти же лица были представлены при установлении первой советской власти, Диктатуре пяти и последующей Муганской краевой управе.

В середине мая 1919 года был созван съезд советов. Идея советов получила поддержку у всех – и тюрок, и русских. Было выпущено воззвание по земельному вопросу и принято решение о готовности советской Мугани войти в состав советского Азербайджана и с ним в состав советской России. («Погоны и буденовки: Гражданская война глазами белых офицеров и красноармейцев», стр. 186).

Как видим, заявления Ф.Абосзода о том, что на майском съезде 1919 года талыши и русские провозгласили свою независимость, не соответствует действительности.

Помимо этого, авторы книги отмечают, что муганские колонисты взяв власть, вступили в борьбу с отрядами армии АДР и местных предводителей талышей и тюрков (стр. 189).  

Безапелляционность и надуманность фактов Абосзода очевидна. За всем этим стоит попытка придать созданию талышскими сепаратистами Талыш-Муганской автономной республики летом 1993 года форму восстановления талышской государственности. Историей должны заниматься профессионалы, а не неучи, смотрящие на исторический процесс глазами клоуна и сумевшие реализовать себя, только став подпевалой армянской пропаганды. 

Фальсификация истории Азербайджана всегда была плодотворной деятельностью для врагов с целью доказательства пришлости тюрков на Южный Кавказ. Копающиеся в прошлом, очерняющие лучшие страницы истории Азербайджана, иногда просто поражают своим дремучим невежеством. Откровенная демагогия легковесного сепаратиста, чьим смыслом жизни стала пустая болтовня, не сможет поставить под сомнение славную историю Азербайджана.

Заур Нурмамедов

Комментариев нет:

Отправить комментарий