Пока Азербайджан осуществляет крупные проекты международного масштаба, в Армении продолжают жить грезами. Так, в ходе правительственного часа в парламенте премьер-министр Армении Никол Пашинян отметил, что трасса "Север-Юг" должна стать составной частью транспортного коридора между портами Батуми и Бендер-Аббас.
Об этом он упомянул, коснувшись темы строительства дороги Ниноцминда-Бавра. По словам Пашиняна, властей Армении интересует не только отрезок Ниноцминда-Бавра, а уже Батуми-Бавра.
«Потому что в рамках этой логики помещается дорога «Север-Юг». Мы предлагаем подходить к вопросу в рамках логики – Батуми - Бендер-Аббас (иранский портовый город на берегу Персидского залива)», - отметил Пашинян.
Двусторонние отношения, по словам премьера, удается держать вне геополитических веяний, но когда вопросы касаются многостороннего формата, геополитика дает знать о себе. Но при благоприятной ситуации нужно проект реализовать.
По его мнению, пока можно думать о дороге из Батуми до Армении. Если удастся ее построить, то из Еревана до Батуми можно будет добраться почти так же скоро, как из Тбилиси.
Пока Пашинян разглагольствует о планах по строительству дороги, даже еще и с замахом на проект «Север-Юг», в Армении все еще не разрешен вопрос с беженцами из Азербайджана.
По словам министра территориального управления Сурена Папикяна, на решение жилищного вопроса беженцев нужно 20 миллионов долларов.
«Если мы будем ежегодно выделять на это по миллиарду-полтора (драмов – ред.), можем решить проблему. Просто на 2019 год ассигнований на это в бюджете предусмотрено не было. Мы должны обсудить вопрос в проекте бюджета на следующий год», — заявил Папикян.
Несмотря на наличие в стране множества нерешенных Пашинян мечтает о том, что Армения после постройки дороги Ниноцминда-Бавра, строительство которой еще началось, приблизит реализацию проекта автомагистрали «Север-Юг».
Эта дорога должна сократить расстояние от иранской до грузинской границы с 550 до 490 км и упростит выход к Черному морю не только для Армении, но и для Ирана. Но Армении катастрофически не хватает денег на реализацию проекта.
Еще летом 2018 года министр транспорта, связи и информационных технологий Армении Ашот Акопян заявил, что страна испытывает недостаток финансов для продолжения строительства трассы «Север-Юг».
По его словам, не найдены средства на самый длинный (304 километра) участок дороги Арташат — Каджаран. В целом же на строительство израсходовано 222 миллиона долларов.
А в ноябре 2018 года в ходе обсуждения проекта бюджета на 2019 год Пашинян заявил, что проложенный участок автомагистрали «Север-Юг» не соответствует стандартам, особенно с точки зрения качества цемента и бетона. Данная проблема не нова. Еще в 2013 году Контрольная палата Армении в ходе проверки хода строительства автомагистрали выявила ряд нарушений и представила доклад в парламенте. Исследования показали, что не обеспечиваются требуемые толщина и качество бетонного полотна, строительство осуществляется с техническими нарушениями, есть проблемы с водоотводом и недостаточно укреплен один из мостов.
Ухудшающая с каждым днем экономическая ситуация в Армении не оставляет никаких надежд Еревану найти деньги для продолжения строительства автомагистрали «Север-Юг». Эта сумма по самым скромным подсчетам может составит 2 млрд. долларов. Это примерно 20% государственного долга Армении. При этом призывающие к продолжению строительства автомагистрали «Север-Юг» армянские эксперты сами не могут сказать откуда можно будет изыскать деньги на реализацию проекта. А сам Пашинян ищет благоприятную ситуацию, чтобы реализовать данный проект.
По большему счету для Армении эта благоприятная ситуация благодаря Азербайджану уже не настанет. В последние годы Иран активизировал усилия по завершению строительства участков международного транспортного коридора «Север-Юг», которые проходят через его территорию. Недавно была введена в эксплуатацию железная дорога Решт-Казвин. Железнодорожная линия Казвин-Решт будет также расширена до портового города Энзели и далее до города Астара в Иране и пограничного города с одноименным названием в Азербайджане.
В свою очередь, после прокладки участка железной дороги Решт-Астара протяженностью 180 километров, Азербайджан превратится в связующее звено международного транспортного коридора «Север-Юг». Тем временем как официальный Баку претворяет в жизнь планы по увеличению своих транспортных возможностей, армянский премьер грезит о том, чтобы его страна вышла из транспортной изоляции, в которой оказалась из-за военной агрессии против Азербайджана.
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий