четверг, 25 апреля 2019 г.

МИД Армении никудышно скрывает истину о Карабахе

С приходом к власти Никола Пашиняна руководство Армении допустило бесчисленное количество промахов и ошибок. Фатальной ошибкой Пашиняна является его отказ урегулировать нагорно-карабахский конфликт. В написанной Пашиняном до своего премьерства книге «Обратная сторона Земли» отмечалось, что источником бед современной Армении является нагорно-карабахский конфликт. Поэтому было ожидаемо, что он, после прихода к власти, приступит к урегулированию конфликта и налаживанию отношений с Азербайджаном и Турцией. 
Однако события показали, что Пашинян спекулирует карабахским вопросом, играя на националистических чувствах армян. Подобное поведение армянского премьера не осталось в стороне от западной дипломатии, в последнее время заметно активировавшейся в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. 


Все большое количество экспертов в Армении высказывают недовольство тем, что Пашинян, касаясь урегулирования нагорно-карабахского конфликта, для внутренней аудитории говорит одно, но на переговорах утверждает обратное. МИД Азербайджана в своих неоднократных заявлениях подчеркивал, что переговорный процесс ведется с учетом территориальной целостности и вывода армянской армии из оккупированных азербайджанских территорий. Однако Пашинян продолжает лицемерить перед внутренней аудиторией, заявляя, что карабахский вопрос должен решить армянский народ. 


Обманом и искажением действительно занята и пашиняновская команда. Так, глава МИД Армении Зограб Мнацаканян, отвечая на вопрос журналистов о том, соответствуют ли действительности информация с азербайджанской стороны о том, что в Вашингтоне пройдет встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева и Пашиняна, заявил, что ничего пока не определено. Но как показывает практика, раз информация исходит из уст высокопоставленного чиновника, в данном случае министра иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъярова, по судя по всему, от США подобное предложение поступило не только в Баку, но и в Ереван. Проблема в том, что в Ереване все еще не знают, как на него отвечать. Западные дипломаты все настойчивее твердят Еревану, что необходимо освобождать оккупированные азербайджанские территории. А поставленное перед трудным выбором руководство Армении продолжает ухищряться в лжи. 


В свете подобных ухищрений интересен комментарий пресс-секретаря МИД Армении Анны Нагдалян по поводу того, что в тексте готовящегося соглашения Азербайджан-ЕС закреплен принцип территориальной целостности Азербайджана. 


«Армения неоднократно подчеркивала на самых разных уровнях и площадках и вновь подчеркивает, что считает неприемлемым какие бы то ни было двойные стандарты в процессе урегулирования карабахского конфликта, которые могут противоречить подходам единственного формата урегулирования, наделенного международным мандатом — сопредседательства Минской группы ОБСЕ и сорвать мирный процесс», - заявила она.


Касаясь позиции Евросоюза по карабахскому урегулированию, Нагдалян отметила, что она отражена в Рамочном соглашении Армения-ЕС, где в числе принципов урегулирования упоминается и право народов на самоопределение. При этом она заявила, что тексты соглашений ЕС со странами-партнерами не публичны. 


Если, как утверждает Нагдалян, тексты соглашений ЕС со странами-партнерами не публичны, то откуда в таком случае она может знать, что указано в тексте готовящегося соглашения Азербайджан-ЕС? 


По большому счету о том, что будет в тексте готовящегося соглашения Азербайджан-ЕС не трудно догадаться даже такому недалекому представителю МИД Армении как Нагдалян потому, что территориальная целостность Азербайджана признана в мире повсеместно. Факт оккупации азербайджанских территорий признан такими международными организациями как ООН, Совет Европы, ОБСЕ и др.


Евросоюз неоднократно подтверждал признание территориальной целостности Азербайджана. Так, в тексте Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Евросоюзом и Азербайджаном 1 июля 1999 года есть упоминание о том, что ЕС поддерживает независимость, суверенитет и территориальную целостность Азербайджана. Об этом наглядно свидетельствует также «Заключение Европейской службы внешних дел за 2014-2017 годах». В указанном документе относительно нагорно-карабахского конфликта содержится напоминание о том, что Европейский Союз признал независимость, суверенитет и территориальную целостность Азербайджана в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве от 1999 года».


Более того, в резолюции 2009/2216 о южно-кавказской стратегии Европейского Союза, принятой Европарламентом 20 мая 2010 года, содержится требование незамедлительного вывода вооруженных сил Армении из оккупированного Нагорно-карабахского региона Азербайджана и прилегающих к нему районов. В документе также подчеркивается важность урегулирования конфликта в рамках международных принципов и территориальной целостности государств, отмечается предоставление Нагорному Карабаху временного статуса до определения его окончательного статуса.


Руководствуясь этими документами, Евросоюз не признал проведение «конституционного референдума» в Нагорном Карабахе, который прошел 20 февраля 2017 года.


13 марта 2019 года на пленарной сессии Европейского парламента была принята резолюция «О рекомендациях странам-членам ЕС и Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности по стратегическому реагированию на антиевропейскую пропаганду».


В резолюции внешнеполитической службы Евросоюза для противодействия дезинформации третьих стран рекомендовано «исходить из того, что её распространение в настоящее время и будущие угрозы преследуют цель подрыва независимости, суверенитета и территориальной целостности всех стран Восточного партнерства в рамках их международно признанных границ». 


В тот же день Европейский парламент принял еще одну резолюцию - «О рекомендациях Европейской комиссии и Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности в отношении деятельности специальных представителей ЕС». Согласно этому документу, рамки деятельности спецпредставителей ЕС во всех регионах мира, их роль и мандат должны находиться в стратегическом соответствии с Глобальной стратегией ЕС по внешней политике. 


В этой стратегии, являющейся основополагающей концепцией внешней политики ЕС, суверенитет, территориальная целостность и неприкосновенность границ всех государств внутри и за пределами ЕС, определяются как ключевые элементы европейской безопасности. 


Помимо Европарламента старейший в Европе орган межпарламентского сотрудничества – ПАСЕ, признал территориальную целостность Азербайджана. Так в резолюции ПАСЕ № 1416 заявлено, что «значительная часть территории Азербайджана по-прежнему оккупирована», а в резолюции № 2085 – подтверждается признание принадлежности Нагорно-Карабахского региона Азербайджану. 


А в резолюции № 1832 «Национальный суверенитет и государственность в современном международном праве: необходимость прояснения вопроса», принятой ПАСЕ 4 ноября 2011 года, подчеркивается, что «даже если бы в международном праве было бы признано право национальных или этнических меньшинств, или даже, в некоторый случаях, национального большинства, на самоопределение, такое право не давало бы автоматически права на отделение». Этот же документ «призывает все государства-члены воздерживаться от признания или какой-либо поддержки структур, ставших фактической властью на отдельных территориях в результате незаконного отделения, особенно тех структур, которые поддерживаются иностранным военным вмешательством». 


Вышеприведенные факты в полной мере отражают отношение европейских структур к вопросу территориальной целостности Азербайджана, включая принадлежность Нагорно-карабахского региона. В связи с этим утверждения о том, что в Евросоюзе колеблются относительно территориальной целостности Азербайджана, представляются не соответствующими действительности. 


И, конечно, в ответ на выпад Нагдаляна последовал ответ МИД Азербайджана. Так, руководитель пресс-службы МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева выразила отношение к этом вопросу. «Не вдаваясь в подробности того, как вопрос урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта отражён в соглашении ЕС-Армения, могу лишь констатировать следующее. Этим своим заявлением армянская сторона в очередной раз подтверждает непреложность истины о существовании двух сторон конфликта: Армении и Азербайджана, и отсутствии какой-либо «третьей стороны», - подчеркнула она. 


Как говорил французский государственный и политический деятель Эдуар-Мари Эррио, дипломаты бывают двух видов: одни читают газеты и знают столько же, сколько мы с вами; другие не читают газет и не знают ровным счетом ничего. К какой категории относится Нагдалян - не трудно догадаться. 


Заур Нурмамедов 

Комментариев нет:

Отправить комментарий