Не успела утихнуть армянская истерика, вызванная заявлением в Баку президента Грузии Саломе Зурабишвили об оккупации азербайджанских территорий, как эта история продолжилась и в ходе визита грузинского президента в Ереван.
Так, после встречи с грузинским коллегой Зурабишвили, президент Армении Армен Саркисян в заявлении для СМИ отметил, что конфликты и проблемы в регионе не одинаковые, следовательно, не одинаковы основы их урегулирования.
По его словам, грузинская сторона придерживается того же мнения. «Но по моему личному мнению, решение надо искать исключительно мирным путем в соответствии с международным правом. А в случае Карабаха – на основе уважении принципа права народов на самоопределение», - подчеркнул Саркисян.
Армянская пресса, приводя заявление Саркисяна по поводу урегулирования нагорно-карабахского конфликта, не упомянула слова Зурабишвили на эту тему. В связи с этим возникает ощущение того, что грузинский президент солидарна с армянским коллегой. По крайней мере армянские СМИ преподносят ситуация именно в подобном ракурсе. Однако стоит ознакомиться с информацией о визите Зурабишвили в Ереван на официальном сайте грузинского президента, как все становится предельно ясно. Грузинский президент на встрече тет-а-тет с Саркисяном заявила, что «Грузия признает территориальную целостность всех государств в пределах их международно признанных границ».
Но после встречи тет-а-тет Саркисян выставил себя на посмешище, заявив, что Зурабишвили солидарна с ним. Слова армянского президента и вовсе смехотворны. Как конфликты на Южном Кавказе могут быть не одинаковы, если Грузия, как и Азербайджан, стала жертвой сепаратизма и потеряла территориальную целостность? Наряду с этим Армения с 2008 года каждый раз голосует в ООН против принятия инициированной Грузией резолюции о возвращении беженцев в Абхазию и Цхинвальский регион. Хотя могла бы ради приличия уже не голосовать «против», а воздерживаться от голосования.
Голосуя против резолюции, Армения ясно показывает, что выступает против территориальной целостности Грузии, то есть, идет против международного права, как это уже сделала, оккупировав территории Азербайджана. Если Саркисян заявляет, что решение конфликтов на Южном Кавказе надо искать исключительно мирным путем в соответствии с международным правом, то существуют соответствующие резолюции ООН, требующие прекращения оккупации территорий Азербайджана. Почему же тогда Армения игнорирует эти резолюции, также как и в случае с Грузией?!
Что касается слов Саркисяна о том, что нагорно-карабахский конфликт необходимо решить на основе уважения принципа права народов на самоопределение, то международной общественности неизвестно такое понятие, как «народ Нагорного Карабаха», чтобы оно, в свою очередь, поддержало «его право на самоопределение».
К тому же, в резолюции № 1832 «Национальный суверенитет и государственность в современном международном праве: необходимость прояснения вопроса», принятой ПАСЕ 4 ноября 2011 года, подчеркивается, что «даже если бы в международном праве было бы признано право национальных или этнических меньшинств, или даже, в некоторый случаях, национального большинства, на самоопределение, такое право не давало бы автоматически права на отделение». Этот же документ «призывает все государства-члены воздерживаться от признания или какой-либо поддержки структур, ставших фактической властью на отдельных территориях в результате незаконного отделения, особенно тех структур, которые поддерживаются иностранным военным вмешательством».
Помимо этого, в резолюции ПАСЕ № 1416 заявлено, что «значительная часть территории Азербайджана по-прежнему оккупирована», а резолюции № 8025 – подтверждает признание принадлежности Нагорно-Карабахского региона Азербайджану.
Вдобавок, Большая палата Европейского суда по правам человека 16 июля 2015 года приняла решение по иску беженцев из Лачинского района «Чирагов и другие против Армении», в котором постановила, что Армения виновна в оккупации азербайджанских земель.
Таким образом Евросоюз уже давно дал понять Армении, что она оккупировала Нагорно-карабахский регион и сопредельные районы Азербайджана.
Но Саркисян смеет утверждать, что Зурабишвили согласна с ним в том, что нагорно-карабахскую проблему нельзя рассматривать в общем контексте с другими конфликтами. Грузинский президент, находясь в Баку, уже высказалась о нагорно-карабахском конфликте, и это послание было адресовано не только Азербайджану, но и Армении. В принципе Зурабишвили ничего сенсационного в Баку не заявила, а всего лишь подтвердила позицию Грузии в этом вопросе, которая опирается на принципы международного права.
Но армянская пропаганда, привыкшая трактовать всё в свою пользу, и во время визита Зурабишвили в Армению посетовала на то, что грузинский президент не стала говорить в Ереване о праве народов на самоопределение. Известное своими абсурдными статейками армянское издание Lraqir даже опубликовало новость с кричащим заголовком «Армен Саркисян сказал то, что должна была произнести Саломе Зурабишвили».
Складывается такое ощущение, что Армения обижается на мир за то, что никто не хочет поддержать «право на самоопределение народа Карабаха». В таком случае, почему же самой Армении официально не признать «независимость» квазигосударства, созданного на оккупированных территориях Азербайджана?!
Эта ситуация повторилась и на встрече Зурабишвили с председателем парламента Армении Араратом Мирзояном. Последний выразил озабоченность совместным заявлением министров иностранных дел Турции, Азербайджана и Грузии 29 октября 2018 года, в котором упоминается лишь один из принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
По словам Мирзояна, в армянском обществе вызвали обеспокоенность также прозвучавшие в ходе недавнего визита в Баку некоторые формулировки президента Грузии. В этом плане глава армянского парламента счел неприемлемыми "обобщенные подходы" к различным конфликтам.
Эту часть официальной встречи армянские СМИ растиражировали, но ответ Зурабишвили предпочли умолчать. Так, согласно информации на официальном сайте грузинского президента, она заявила, что ждет от Армении признание суверенитета и территориальной целостности Грузии не только на словах, но и на деле.
Зурабишвили также выразила сожаление, что делегации из Нагорного Карабаха посещают Абхазию и Южную Осетию. Тем самым, президент Грузии не только подтвердила свою позицию по Нагорному Карабаху, но и выступила с обвинениями в адрес руководства Армении.
Показательно, что вышеприведенные обвинения Зурабишвили армянские СМИ приводят только со ссылкой на российское издание «КоммерсантЪ», хотя встреча проходила в Ереване и журналисты обладали информацией о деталях разговора президента Грузии с Мирзояном.
Пока в Ереване Саркисян разглагольствовал об армянском понимании принципов международного права, в политическом центре Европы – Брюсселе, на пленарной сессии Европейского парламента была принята резолюция «О рекомендациях странам-членам ЕС и Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности по стратегическому реагированию на антиевропейскую пропаганду».
В этом документе внешнеполитической службе Евросоюза для противодействия дезинформации третьих стран рекомендовано «исходить из того, что её распространение в настоящее время и будущие угрозы преследуют цель подрыва независимости, суверенитета и территориальной целостности всех стран Восточного партнерства в рамках их международно признанных границ».
В тот же день Европейский парламент принял еще одну резолюцию - «О рекомендациях Европейской комиссии и Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности в отношении деятельности специальных представителей ЕС». Согласно этой резолюции, рамки деятельности спецпредставителей ЕС во всех регионах мира, их роль и мандат должны находиться в стратегическом соответствии с Глобальной стратегией ЕС по внешней политике. В свою очередь, эта стратегия, являющаяся основополагающей концепцией внешней политики ЕС, «определяет суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность границ всех государств внутри и за пределами ЕС как ключевые элементы европейской безопасности».
Таким образом ЕС в очередной раз продемонстрировала, что для нее важнейшими приоритетами являются территориальная целостность и неприкосновенность международно признанных границ. На фоне последних заявлений премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Армена Саркисяна об урегулировании нагорно-карабахского конфликта принятие этих резолюций говорит о том, что позиция Еревана в переговорном процессе является проигрышной и деструктивной. Руководство Армении демонстрирует международному сообществу неприкрытое желание продолжать оккупацию захваченных территорий Азербайджана, что дает возможность официальному Баку апеллировать к военному решению нагорно-карабахского конфликта.
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий