На протяжении последних двух десятилетий азербайджано-российские отношения
развивались по нарастающей линии. Все возникающие вопросы Баку и Москва решали
оперативно с учетом обоюдных интересов. Однако последние события
свидетельствуют о том, что Россия не особо дорожит добрососедскими отношениями
с Азербайджаном.
На днях стало известно, что в период боев на Товузском направлении
армяно-азербайджанской границы Россия поставила Армении крупную партию оружия –
свыше 400 тонн военной техники.
Как стало известно из достоверных источников, из России в Армению, в самый
разгар июльских боев были доставлены комплексы радиоэлектронной борьбы
«Красуха», «Автобаза», «Небо-М» и др. Это комплексы применяются для борьбы с
беспилотниками. Нетрудно догадаться, что эта помощь России была предоставлена
Армении для отражения атак азербайджанских беспилотников, нанесших в дни боев
ощутимый урон армянской армии. Подобное отношение со стороны России
азербайджанская сторона испытала в конце 1990-х годов.
Так, 2 апреля 1997 года на закрытом заседании Госдумы депутат Лев Рохлин
выступил с докладом по ситуации на Южном Кавказе, в ходе которого коснулся и
проблемы незаконной передачи оружия Россией в некоторые страны государства СНГ.
Он установил, что в Армению незаконно поставлялось современное оружие, порой
даже в заводской смазке, а по документам все списывалось по цене металлолома. Рохлин
тогда во всеуслышание заявлял о том, о чем много лет буквально кричал
Азербайджан – Россия вооружает одну из сторон конфликта, раздувая тем самым еще
больший пожар войны на Южном Кавказе.
По данным, которыми располагал Рохлин на момент своего доклада в Госдуме,
Россия поставила в Армению оружия на сумму около 1 млрд. долларов.
Тогда же президент Азербайджана Гейдар Алиев осудил поставки российского
оружия Армении. После этого громкого скандала поставки оружия в Армению
прекратились, а в России началась расследование этого вопроса.
В наши дни эта ситуация вновь повторилась, что стало причиной телефонного
звонка президента Азербайджана Ильхама Алиева своему российскому коллеге
Владимиру Путину.
В этой беседе еще раз проявилась решительная позиция Ильхама Алиева в деле
отстаивания национальных интересов Азербайджана. Он проинформировал Путина об
ущербе населенным пунктам Азербайджана в результате армянской провокации,
имевшим место 12-16 июля в товузском направлении армяно-азербайджанской
границы.
Президент Азербайджана так же довел до сведения Путина, что военные
поставки в Армению из России в дни боев и в последующий период вызвало
беспокойство и породило серьезные вопросы у азербайджанской общественности.
В период боев в Товузском направлении официальные представители России
неоднократно заявляли, что Москва «делает все для достижения мира, мирных
договоренностей и скорейшему прекращению боевых действий между Азербайджаном и
Арменией». Но не прошло и месяца как стало ясно, что Россия поставляла оружие
Армении. Остается открытым вопрос как этот шаг можно увязать со статусом России
как страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ, оказывающей посреднические
услуги по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
По существу Россия оказала поддержку агрессору, который на протяжении
последних десятилетий держит под оккупацией 20% азербайджанских территорий и
пытается сохранить статус-кво, затягивая переговорный процесс. Хотя
страны-сопредседатели неоднократно подчеркивали, что статус-кво в
нагорно-карабахском конфликте неприемлем, отчетливо видно, что Россия
заинтересована в нынешнем положении вещей.
Факт российских военных поставок также говорит о слабости армянской армии,
понесшей значительный урон в ходе июльских боев. Так о какой высокой
боеспособности армянской армии может утверждать руководство Армении, если оно
попросило Россию о поставках оружия?
Но самым важным вопросом является позиция стран-сопредседателей Минской
группы ОБСЕ. Азербайджан неоднократно убеждался в том, что все
страны-сопредседатели Минской группы занимают проармянскую позицию: США и
Франция оказывают политическую поддержку Армении, а Россия – военную.
Подобное обстоятельство ставит под вопрос само существование Минской группы
ОБСЕ, которая не смогла продемонстрировать объективность. А раз Минская группа
открыто демонстрирует свои симпатии Армении, то тогда почему не привлечь Турцию
в переговорный процесс? Тем более эта страна входит в состав Минской группы
ОБСЕ. Можно уверенно утверждать, что после этого шага в урегулировании
нагорно-карабахского конфликта появятся заметные подвижки. Видя
лицемерие стран-сопредседателей у Азербайджана нет иных вариантов.
Как тут не вспомнить известное изречение древнеримского политика Катона
Старшего: «Карфаген должен быть разрушен». Исходя из вышесказанного, можем
отметить лишь одно: «Сепаратистский режим в Карабахе должен быть уничтожен». А
после этого пусть МГ ОБСЕ разбирается, кто прав, а кто виноват. Все равно от
них такая же польза как от козла молока...
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий