В век бурного развития массовых коммуникаций кинематограф обречен быть
проводником многих идей. Такая мировая держава как США проиграли войну во
Вьетнаме, однако крутой блокбастер «Рэмбо» до сих пор внушает миру, что один
отставной американский солдат с посттравматическим синдромом может расправиться
с целой армией.
Не дремлют и армянские режиссеры, снимая совместные с европейскими
коллегами фильмы о нагорно-карабахском конфликте. Так, несколько лет назад на
экраны вышел фильм «Тот, кого ждали» («Celui qu'on attendait»). Это совместная работа армянского режиссера Сержа Аведикяна и его
французских коллег Лорена Фирода и Жан-Франсуа Дерека. В главной роли снялся
известный французский актер Патрик Шене. Этот фильм пропитан любовью к армянам
и ненавистью к азербайджанцам. Это видно по началу фильма.
Таксист-азербайджанец бросает главного героя по имени Жан-Поль Бользек на
дороге. К сожалению, создатели фильма не объяснили, почему таксист поступил так
с главным героем. Пройдя пешком через горы Жан-Поль Бользек, сталкивается с
армянином и просит его о помощи, протягивая ему азербайджанские манаты. В ответ
в адрес Жан-Поля звучат ругань и угрозы.
Этот фильм снят в жанре комедии о приключениях французского актера в
приграничном армянском селе, но даже через юмор создатели картины доводят до
зрителя ненависть к Азербайджану. Так в одной из сцен в беседе с директором
банковского филиала Жан-Поль спрашивает, можно ли ему в Армении поменять
авиабилет до Парижа, который он приобрел в Баку? В ответ директор банковского
филиала заявляет, что Азербайджан их враг, который оккупировал их земли. Вот
таким образом через кинокомедию умелой пропагандой в сознание франкоязычного
зрителя внедряется мысль о том, что Азербайджан оккупировал земли Армении.
Теперь стало известно, что в программу The First Features 73-го Каннского кинофестиваля включен
фильм армянского режиссера Норы Мартиросян «Si Le Vent Tombe» («Если ветер стихнет»). Картина представляет собой совместное
производство Бельгии, Франции и Армении.
По сюжету фильма, французский аудитор по имени Ален приезжает в Карабах,
чтобы оценить Ходжалинский («Степанакертский») аэропорт и дать «зеленый свет»
для его эксплуатации. Тем временем по аэропорту бродит местный мальчик Эдгар.
Мужчина и ребенок, в конце концов, встречаются. Ясное дело, что под соусом
трогательной истории армянская пропаганда хочет привлечь внимание международной
общественности к Карабаху, в частности к не введенному в эксплуатацию Ходжалинскому
аэропорту.
Несмотря на то, что карабахские сепаратисты и их ереванские хозяева
реставрировали построенный еще в советский период аэропорт и сменили его
название, до сих пор он не введет в эксплуатацию из-за протеста Азербайджана.
Международная организация гражданской авиации (İCAO) подтвердила, что никакой «Степанакертский»
аэропорт у них не зарегистрирован, а есть Ходжалинский, расположенный на
территории Азербайджана, и летать туда можно, только заручившись согласием
азербайджанских властей и соблюдая все положенные в таком случае процедуры.
Армянская сторона неоднократно пыталась внести в повестку дня ввод в
эксплуатацию Ходжалинского аэропорта. В феврале текущего года глава Комитета
гражданской авиации Армении Татевик Ревазян заявила, что отсутствие полетов
через Ходжалинский аэропорт является политической проблемой и не может быть
решена на уровне возглавляемой ей структуры.
Теперь посредством снятого фильма Армения получает возможность вновь
актуализировать эту тему. Оставим в стороне ответ на вопрос, что даст Армении
внедрение в сознание международной общественности наличие Ходжалинского
аэропорта. Наличие этого фильма говорит о том, что армянская пропаганда без
устали работает в этом направлении. Посредством фильмов Армения преподносит
выгодную ей информацию людям, совершено далеким от политики. А что же
делает Азербайджан?
Недавние аресты и выдвинутые обвинения в адрес чиновников Министерства
культуры, приоткрыли нам завесу того, чем же на самом деле занималось это
ведомство. За все эти годы Министерство культуры не прилагало никаких усилий по
привлечению иностранных специалистов для снятия совместного фильма о
нагорно-карабахском конфликте. Скажу больше – перед молодыми режиссерами
ставили задачу снимать фильмы без патриотического содержания. И это в стране,
чьи территории до сих пор находятся под армянской оккупацией!
Хотя при финансовых возможностях Азербайджана можно было уже снять
несколько фильмов с привлечением голливудских режиссеров и актеров. Уверен, что
подобная пропаганда реалий Азербайджана дала бы стране больше пользы, чем
финансирование выпуска низкопробных сериалов и пошлых кинокомедий.
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий