По его словам, «суть
нагорно-карабахского конфликта с течением времени стала искажаться, и, к
сожалению, многие сегодня забыли об этимологии этой проблемы».
«Все забыли, что
как Азербайджан вышел из состава СССР, и ничего странного в этом нет, так и
Нагорно-Карабахская автономная область вышла из состава Азербайджанской ССР, и
это также не должно считаться чем-то странным», - заявил Пашинян.
По мнению премьера,
необходимо периодически напоминать об истории и сути конфликта во избежание
искажения вопроса. Все правильно. Необходимо периодически напоминать об истории
и сути нагорно-карабахского конфликта. И в первую очередь для самого Пашиняна,
который преднамеренно искажает суть вопроса.
Пашинян не должен
забывать, что нагорно-карабахский конфликт начинался с требования по присоединению
Нагорно-карабахской автономной области (НКАО) Азербайджанской ССР к Армянской
ССР. Если проследить историю конфликта,
можно прийти к выводу о том, что никаких устремлений у карабахских армян к
независимости не было.
В начале октября
1987 года на митингах в Ереване прозвучали требования передачи НКАО Армянской
ССР, которые повторялись в многочисленных обращениях, направлявшихся в адрес
советского руководства. А уже 20 февраля 1988 года Совет Народных депутатов
НКАО принял Постановление с обращением в соответствующие инстанции Армении,
АзССР и СССР, о передаче НКАО из состава АзССР в состав Армении. Затем, 12 июля
1988 года Совет Народных депутатов НКАО принял Постановление о выходе НКАО из
состава АзССР, а 1 декабря 1989 года было принято совместное постановление ВС
Армянской ССР и Национального Совета НКАО «О воссоединении Армянской ССР и
Нагорно-Карабахской автономной области». Оно, естественно, было аннулировано
постановлением Президиума ВС СССР от 10
января 1990 года N 1050-1 из-за несоответствия Конституции СССР.
Поняв, что такой
вариант не пройдет, карабахские сепаратисты завуалировали свое стремление по
присоединению НКАО к Армении созданием «независимого государства» путем
проведения «референдума» 10 декабря 1991 года, апеллируя к Закону о порядке
решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР от 3 апреля
1990 года.
Но референдум о
выходе союзной республики из СССР, в соответствии со статьей 2 Закона СССР от 3
апреля 1990 года, мог быть проведен не ранее чем через шесть и не позднее чем
через девять месяцев после принятия решения о постановке вопроса о выходе
союзной республики из СССР. Верховный Совет Азербайджанской Республики принял
Конституционный Акт о государственной независимости 18 октября 1991 года и, следовательно,
в соответствии с законом на который уверенно ссылаются армянские горе-эксперты,
никак не мог провести референдум ранее 18 апреля 1992 года и позднее 18 июля
1992 года.
Указанный выше
Закон рассматривал возможность отдельного проведения референдума по каждой
автономии в союзных республиках, проводящих референдум о выходе из СССР и
имеющих в своем составе автономные республики, автономные области и автономные
округа. В этом случае за автономными республиками и автономными образованиями
сохраняется право на самостоятельное
решение вопроса о пребывании в СССР или в выходящей союзной республике, а также
на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.
Иными словам, если
бы Азербайджан предпринял попытку выйти из состава СССР во время его
существования и в соответствии с Законом СССР "О порядке решения вопросов,
связанных с выходом союзной республики из СССР", НКАО получила бы право на
проведение отдельного референдума с тем, чтобы определиться между тремя
возможностями: 1) остаться в составе СССР; 2) выйти из его состава вместе с
Азербайджанской Республикой; 3) поставить вопрос о своем
государственно-правовом статусе.
Эта ситуация могла
возникнуть в соответствии с Законом от 3 апреля 1990 года при проведении
союзной республикой референдума по вопросу о выходе из состава СССР. Как
известно референдум в Азербайджане о государственной независимости состоялся 29
декабря 1991 года. У НКАО, в соответствии с Законом от 3 апреля 1990 года не
возникало и не могло возникнуть право на проведение референдума по
самоопределению. Даже во всем Законе от 3 апреля 1990 года нет ни одного слова
дающего право автономной области на самостоятельное проведение референдума.
В то время как в
декабре 1991 года в Нагорном Карабахе собирались проводить референдум, самой
НКАО как автономного образования уже не существовало: Законом Азербайджанской
Республики от 26 ноября 1991 года в соответствии с Конституцией Азербайджанской
Республики и Конституционным актом о государственной независимости
Нагорно-Карабахская автономная область была упразднена. Следовательно, на эту
территорию Азербайджанской Республики уже не распространялись положения статьи
3 Закона СССР от 3 апреля 1990 года. Не говоря уже о том, что когда карабахские
сепаратисты проводили «референдум», в результате Беловежского соглашения о
создании Содружества Независимых Государств» между Российской Федерацией,
Украиной и Белоруссией от 8 декабря 1991 года как субъект международного права
и геополитическая реальность прекратил свое существование и СССР.
К тому же сама
Армения, присоединившись к Содружеству Независимых Государств и подписав
Алма-Атинскую Декларацию в 1991 году, признала территориальную целостность и
нерушимость границ Азербайджанской Республики, в пределах которых находится и
Нагорный Карабах. В 1992 году Азербайджанская Республика стал членом ООН в
рамках своих нынешних границ, включая и свою неотъемлемую часть -
Нагорно-карабахский регион.
Что же касается слов
Пашиняна о том, что «сегодня все почему-то забыли, что в самом начале были три
стороны переговоров, и это единственный формат, признанный на международном
уровне», то ему следует заглянуть в официальные документы ОБСЕ.
Так, в заявлении от
24 марта 1992 года в Хельсинки на первом дополнительном заседании Совета ОБСЕ
(в то время СБСЕ), на которой была создана Минская группа, представители
Нагорного Карабаха указаны в качестве заинтересованных сторон, а не основной
или равнозначной. Помимо этого, под формулировкой «заинтересованные стороны»
имеется в виду азербайджанская и армянская общины Нагорного Карабаха.
Помимо этого, ранее
на заседании 27-28 февраля 1992 года, по результатам заслушанного доклада
членов миссии СБСЕ о положении в Нагорном Карабахе, Комитет старших должностных
лиц (КСДЛ) СБСЕ обратился к «заинтересованным сторонам» с настоятельным
призывом обеспечить «незамедлительное прекращение огня всеми силами в
Нагорно-Карабахской области Азербайджанской Республики».
В свою очередь,
наряду с констатацией необходимости гарантирования «прав этнических и
национальных общин и меньшинств (в соответствии с подписанными в рамках СБСЕ
обязательствами)», документ подтвердил необходимость соблюдения принципа
«неприкосновенности всех границ, как внутренних, так и внешних, могущих
подвергнуться изменению исключительно мирными средствами и по общему согласию
сторон». Была также подчеркнута важность обеспечения «гарантий отсутствия
территориальных претензий к любым соседним государствам», вплоть до
«воздержания от враждебной пропагандистской деятельности», способствующей их
«поощрению».
Здесь есть два
примечательных момента. Документ СБСЕ акцентирует внимание на принадлежности
Нагорного Карабаха Азербайджану и недопустимости насильственного изменения
территориальной целостности государств.
С учетом того, что
азербайджанская и армянская общины Нагорного Карабаха для ОБСЕ являются всего
лишь заинтересованными сторонами конфликта, в декларации Будапештского саммита
ОБСЕ 1994 года они уже конкретно не были указаны. В свою очередь в декларации
Лиссабонского саммита ОБСЕ отмечается, что рекомендованы три принципа, которые
должны стать частью урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Они таковы:
территориальная целостность Республики Армении и Азербайджанской Республики;
правовой статус Нагорного Карабаха, определенный в соглашении, основанном на
самоопределении, предоставляющем Нагорному Карабаху самую высокую степень
самоуправления в составе Азербайджана; гарантированная безопасность для
Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по
обеспечению соблюдения всеми сторонами положений урегулирования.
Как видно в
официальных документах ОБСЕ Нагорный Карабах рассматривается как составная
часть Азербайджана, а не в качестве стороны конфликта. К тому все точки над «i»
расставила Московская декларация, подписанная президентами Азербайджана, России
и Армении 2 ноября 2008 года.
В первом пункте
этой декларации отмечается, что конфликт должен быть урегулирован на основе
принципов и норм международного права, а также принятых в их рамках решений и
документов, под которыми, в первую очередь, подразумеваются резолюции СБ ООН.
Ознакомившись с
вышеперечисленным, Пашинян уже сможет смело заявлять на официальных
мероприятиях, что у него не потерялось представление о причинах и происхождении
нагорно-карабахского конфликта. И более того не строить из себя дурачка,
разговорами о том, что ему нужно время для ознакомления с деталями
переговорного процесса.
Заур Нурмамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий